На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Мемуары :

Как я пытался возродить типографию МГУ. Начало. Часть 1.

Контрольно-ревизионное управление МГУ в ходе проверки типографии в  феврале 2010 года выявила нарушения правил ведения делопроизводства, бухгалтерского и финансового учета, пробелов в кадровой работе и неуплату налогов. Как результат, меня сняли с поста директора типографии МГУ и попросили остаться руководить ее производством и решать технические вопросы.

Таким образом, можно подвести итоги над моими тремя годами работы в Московском университете и попытке возродить ее типографию. Сейчас конечно не лучшее время для написания мемуаров (я еще достаточно молод) и нахожусь под некоторым впечатлением от произошедшего, но, тем не менее, я решил зафиксировать прошедший опыт руководства типографией, пока еще все в свежей памяти.  К тому же, сейчас может быть впервые со времени начала работы в МГУ, у меня началась спокойная жизнь, без тревожных   мыслей о поиске средств для очередной зарплаты персоналу,  выполнении сложных заказов на грани возможностей оборудования и авральных работ для ректората.  Появилось свободное время для переосмысления проделанной работы в стенах типографии, и желание поделиться опытом работы.

Я ничуть не жалею о времени, проведенных в МГУ, и хоть не обогатился здесь материально, но зато получил огромный опыт руководства большим коллективом людей, взаимодействия с государственным управлением. Смог реализовать многие свои идеи и доказал (в первую очередь самому себе), что могу решать трудные задачи и достигать на первый взгляд недостижимые цели. В ьтоже время, предложи мне сейчас "войти в ту же реку", я бы наверняка отказался. Такой опыт не стоил потерянного  здоровья и нервов.

Как я попал в типографию МГУ

Итак, начнем с самого начала…

До прихода в типографию, я работал руководителем продаж офсетного оборудования в компании «Вариант» (в 2005-2007 годах). Эта компания в 2006 году вошла в холдинг полиграфических компаний ECS,  и успешно прошла необходимую реорганизацию. Мой отдел тогда достиг рекордных показателей, что позволило владельцам холдинга окупить затраты на поглощение за один год вместо плановых трех. Тогда же в числе других знаковых сделок "Вариант" выиграл государственный тендер на поставку большого полиграфического комплекса для МГУ. Оценивая в качестве эксперта помещения МГУ для установки этого оборудования я познакомился с руководством Московского университета, которое предложило мне возглавить и реформировать типографию МГУ. Подумав некоторое время, я согласился.

Объективно конечно все отговаривало меня тогда от этой мысли: и плачевное состоянии дел в типографии, и отсутствии моего опыта работы внутри полиграфических предприятий. До этого мне приходилось иметь дело с типографиями извне, как независимого эксперта или представителя поставщиков оборудования. Кроме этого я понимал, что придется забыть о спокойной жизни, семье,  и экономическом благополучии на ближайшие годы. Решающим же фактором в принятии решения для меня явилось знакомство с людьми Московского университета (и руководителями главного вуза страны и простыми сотрудниками Типографии МГУ).  Грандиозность задачи по восстановлению старейшего полиграфического предприятия страны, которое было создано 250 лет назад при участии самого Ломоносова и царицы Елизаветы, и желание помочь людям, работающим в разрушенной и разграбленной типографии, взяли вверх. Кроме этого, в который уже раз в жизни сработал мой глупый внутренний девиз:  «Кто же, если не я».

Типография до реформирования

Из предварительного поиска в Интернете по фразе «типография МГУ» нашлась единственная ссылка в «живом журнале» от 3 марта 2006 г  - с настолько интересным литературным  текстом, что  осмелюсь привести его без купюр:

Сегодня был в типографии МГУ… Это просто машина времени какая-то!
День назад мне забрать заказ не удалось – так как времени было аж 16:30 и свет в цехе уже выключили, а бухгалтер успел уйти домой, так что мне было сказано, всё, что думают о «этих тут, которые тут поздно ходят».
Сегодня чтобы пройти в типографию пришлось согнать с лестницы задумчивую собаку.
Захожу. В бухгалтерии никого нет, сидит девушка-посетитель, судя по скопившейся на ней пыли уже минут 20. Как опытный человек пошёл на поиски персонала. Пока искал, бухгалтер материализовалась, а девушка пропала, видимо, отчаявшись найти в типографии живую душу.
Счёт мне под копирку выписали на пожелтелом бланке, таком, что я решил что его спёрли из музея. Пока выписывали бланк я успел узнать, что «Манька вышла замуж», а «Таньку муж бьёт» (это она приговаривалась с женщиной из соседней комнаты, которая мучила матричный принтер) Потом оказалось, что копирка была некачественная, и второй экземпляр пришлось заново писать.
Пока я сидел в бухгалтерии из производственного отдела все смотались. Пошёл их искать. Они все собрались в одной из комнат вокруг компьютера. В комнате сидело две тётки (они-то и ваяли) и два парня с длинными немытыми вылосами в чёрных футболках, на которых было написано что-то вроде «мегадестроер» - они смотрели фильм за соседним компом. Отклеил одну из работниц от компьютера и повёл на поиски своего заказа. И мы пошли в цех…
Цех – это вообще прелесть! Там вполне можно снимать кино об индустриализации. Станки, которые видимо отобрали у Гуттенберга (серьёзно, там стояли станки, которые печатают литерами), плакат с перстоуказующим рабочим и надписью «пролил масло на пол - собери!», и ленивый мальчик лет 30 в очочках собирающий листочки в стопочки.
Пока искали наш заказ переворошили пол типографии, чего там только не было! По-моему даже листовки с декретами Ленина, и те где-то лежали.
В общем, по-моему эту типографию стоит преобразовать в музей. Денег точно будет больше приносить!

Знакомство с типографией подтвердило мои худшие опасения. Я жалею, что не сфотографировал состояние помещений типографии, работающее там оборудование и вид продукции, который выпускался. Думаю, в этих помещениях можно было бы без предварительной подготовки снимать фильм о проблемах послевоенного времени и о том, как в этих условиях восстанавливалась отечественная печатная индустрия. Штат типографии наполовину состоял из «мертвых душ», а на вторую половину из сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста, которые за мизерную  зарплату делали  на старом изношенном оборудовании и вручную простую черно-белую печатную продукцию для МГУ: книги, брошюры, удостоверения и папок для МГУ. Срок изготовления и качество такой продукции не поддавалось никакой критике, но большего от людей и нельзя было требовать. Как говорилось в старом советском анекдоте: «люди делали вид, что работают, а руководство делало вид, что платит им зарплату». Кстати, о зарплате: мне приходилось переспрашивать, когда сотрудники называли уровень получаемого ими дохода. В голову никак не укладывалось, что можно работать годами на сложном и вредном производстве за смехотворные 3000-4000 руб в месяц.  Приходилось прятать наворачивающиеся слезы, чтобы не показать жалость. Многие из этих людей годились мне в дедушки и бабушки и проработали в типографии МГУ бессменно по 30-40 лет. Один сотрудник – Объедков Виктор Иванович – был ветераном великой отечественной войны с трудовым стажем в Типографии МГУ более 50 лет. Половина действующего персонала переплетного цеха были людьми с отставанием в развитии, именно они и были самыми обделенными в типографии. Они безропотно работали на ручных операциях каждый день с 8-ми до 17.00 за оклады 1400-2000 руб в месяц. Глядя на все это, я и принял окончательное решение восстановить типографию и помочь всем этим людям.

Из печатного оборудования в середине 2007 года работала одна машина Доминант 725 с одной живой секцией и без кожухов (чтобы удобно было его подстраивать и налаживать ее в процессе печати тиража) и три Ромайора 313, на одном из которых умудрялись печатать цветную продукцию. Кроме этого, в типографии функционировала машина высокой печати «Виктория-820» и печатная машина тигельного типа, на котором кроме печатания выполнялась нумерация заказов с ручной переставкой счетчика. Впоследствии Ромайоры, Виктория и тигель были сданы в металлолом (продать их хоть за какие-то деньги кК оборудование не представлялось возможным), а Доминант мы восстановили до нормального состояния, и он стал резервной машиной цеха ч/б печати, в качестве основы на котором были установлена относительно свежая машина Доминант 725 с переворотом и две малоформатных Риоби 512Н и 3302Н.

Формы делались на древней копировальной раме формата А0 с мутным стеклом и пыльным задубевшим резиновым покрытием, проявлялись вручную в ванной.  Действовал строкоотливной автомат, на котором из свинца отливались формы для тиснения и высокой печати. Послепечатное переплетное производство частично выполнялось на старых пооперационных машинах, но большая часть операций выполнялось вручную. Все это время от времени (а точнее ежедневно) ломалось и чинилось собственными средствами из подручных материалов.

По информации от сотрудников, оборудования в типографии раньше было больше, но все мало-мальски стоящее было постепенно вывезено в неизвестном направлении. В здании типографии МГУ в тот момент находилось  более 10 фирм-арендаторов, которые занимались своими делами, не обращая внимания на нищенское существование «хозяев». Это были строительные и туристические  компании, торговцы канцтоварами, какие-то банковские спекулянты. Почти половину площадей  типографии занимала коммерческая типография «Астрея-пресс», которая иногда давала сотрудникам типографии возможность подработать. В подвале, в нескольких комнатах было общежитие строителей-гастарбайтеров, а в инструменталке жил больной бомж, который откровенно пьянствовал по выходным дням и воровал детали из цветного металла.

Состояние помещений типографии, коридоров, туалетов не поддавалось никакой критике. Было такое ощущение, что ремонта здание не видело с момента своей постройки в 50-х годах прошлого века. С потолков лестничных площадок и коридоров свисали шматки облупившейся краски, в 6 туалетных комнатах вместо 10 рабочих унитазов, я насчитал только один действующий (правда были еще туалеты, закрываемые на замок для личного пользования арендаторов). Остальные были забиты канализационными стоками и не работали. В таком же плачевном состоянии были раковины и краны с холодной водой, не помню ни одного работающего крана, чтобы из него не капала воду. Горячей воды с типографии не было, как класс.

Думаю, здесь нормально себя чувствовали лишь арендаторы, приезжавшие на работу  в роскошных иномарках и старый директор типографии, который целыми днями смотрел телевизор в своем кабинете, беседуя под рюмочку с друзьями-арендаторами. Для полного счастья директор создал себе бильярдный зал из бывшего помещения типографской столовой и завершал строительство сауны в подвале. Предполагаю, что ему хватало доходов от арендаторов, и стимула развивать типографию у него не было.

Причем, хозяйственный бардак был не самым страшным. Оказывается в перестроечные 90-ые годы, Типография Издательства МГУ, так тогда называлось это предприятие, была преобразовано в частное предприятие, учредителем которого был даже не МГУ имени М.В.Ломоносова, а министерство образования, уже завершившее свое существование к моменту моего прихода в МГУ. Таким образом, не только оборудование, но и само здание типографии (заметим, капитальное,  площадью более 3000 кв.м. в центре Москвы) юридически не было подконтрольно МГУ. И думается, что только по счастливой случайности и нерешительности старого директора эта недвижимость не ушла из госсобственности на сторону.

Первым делом я организовал ремонт в цехах  для размещения нового оборудования, прокладку новой электропроводки и системы вентиляции для нормального функционирования техники. К сожалению, выделенных средств не хватило на ремонт коридоров и других помещений типографии, прокладки водопровода и канализации на допечатный участок, а также заделки текущей крыши, но эти вещи мы доделали уже самостоятельно (обнаружив сюрприз дождливой осенью), за счет средств  заработанных типографией. Одновременно была залатана опалубка вокруг здания типографии, когда увидели как склады для бумаги в подвале превращаются в бассейны.

В заключении,  этого раздела привожу фрагменты первого (смягченного) отчета ректору МГУ, написанного мной в июле 2007 года, через месяц после назначения.

Отчет: Состояние дел и план развития типографии МГУ
июль 2007 г.

1. Штатное расписание, Положение о типографии

Проекты составлены, ждут утверждения у руководства МГУ.

Есть сложность с согласованием нормативного штатного расписания, составленного с учетом ЕТС для учебных заведений  с  реально сложившейся ситуацией с зарплатами в полиграфической отрасли. Средняя з/п в типографиях должна быть не менее 20000 руб (иначе нереально найти сотрудников и можно вызвать замечания от проверяющих органов). Поэтому я предлагаю утвердить штатное расписание согласно ЕТС, но ввести доплаты для сотрудников с повышающим коэффициентом.

2. Регистрация предприятия

Этим займемся совместно с юридическим управлением МГУ после утверждения Штатного расписания и Положения. Прошу по возможности ускорить эти работы, так как в отсутствии юридической базы Типография не может заключать договора на выполнение работ с Издательством МГУ и другими заказчиками. Не может официально нанимать сотрудников по трудовой книжке. Не может выплачивать зарплаты старым сотрудникам, которые оказались в подвешеннном состоянии (старая фирма закрыта, новая еще не зарегистрирована).

3. Внутренние заказы от МГУ

Подготавлен документ о возможностях типографии МГУ. Готовиться внутренний прайс-лист на услуги типографии для внутренних заказов, с минимальными ценами построенными исходя из себестоимости работ.

Надо донести эту информацию до всех факультетов. Конечная цель - перенаправить весь поток полиграфических заказов (которые может выполнять типография) МГУ в собственную Типографию МГУ. На этом бюджет МГУ должен получить существенную экономию. Надеюсь на помощь руководства МГУ в решении этого вопроса

4. Взаимоотношения с Издательством МГУ

Необходимо наладить партнерские взаимоотношения с Издательством МГУ и перенаправить поток заказов от них в Типографию МГУ.

Директор Издательства Тимофеев ждет юридической регистрации Типографии МГУ, чтобы заключить долгосрочные отношения. Надеюсь на помощь руководства МГУ в решении этого вопроса. Может удастся уже сейчас, не дожидаясь регистрации, можно будет перебросить некоторые заказы издательства в  типографию?

5. Ввод в строй новой техники

Ремонт в помещениях типографии был закончен только 13 июля, тем не менее полным ходом идут монтажные и пусконаладочные работы с новым оборудованием, производится обучение персонала.

6. Персонал

Сейчас в типографии задействовано порядка 50 сотрудников. После реформ для нормального функционирования нового предприятия с многократно возросшей производительностью потребуется порядка 80 человек (см. Проект Штатного расписания).

На рынке труда острая нехватка квалифицированных полиграфических специалистов, плюс  к этому у имеющихся претендентов на роль вакантных должностей в типографии высокий уровень требований.  Тем не менее, мне потихоньку удается набирать людей на средние зарплаты. Надеюсь заполнить все ключевые позиции к 1 сентябрю. Для форсирования решения этого вопроса возможно потребуется начальная финансовая помощь МГУ.

7. Закупить недостающую мебель и оргтехнику

Список минимально-необходимой мебели и оргтехники (компьютеров, принтеров, телефонов и т.п.) для создания новых рабочих мест будет подготовлен до 30 июля. Для форсирования решения этого вопроса возможно потребуется начальная финансовая помощь МГУ. Готовы принять старую мебель от МГУ, освобождаемую при обновлении фондов факультетов. Компьютеры желательно закупить новые, чтобы не отстать от современных требований, необходимых в  полиграфических предприятиях.

8. Провести компьтерную и телефонную сеть по типографии

Список минимально-необходимых затрат также будет подготовлен до 30 июля. Для форсирования решения этого вопроса возможно потребуется начальная финансовая помощь МГУ.

9. Начать производственную деятельность типографии на сторонних заказах, чтобы получить финансирование.

Этим вопросом мы начинаем заниматься, чтобы хоть как-то решить проблемы с текущими и накопленными за последние месяцы задолженностями типографии перед своими сотрудниками в зарплате, отпускных выплатах, налоговыми органами и т.п.

К сожалению, рассчитывать серьезные поступления пока сложно из-за отсутствии введенной в эксплуатацию техники, квалифицированных специалистов, рабочих мест и нормальных зарплат для них. Замкнутый круг. Тем не менее к сентябрю мы планируем постепенно решить этот вопрос. Полученные средства планируется в первую очередь потратить на выплату долгов типографии, накопленные в течении последних лет, повышение з/п старым сотрудникам, на зарплаты новому персоналу, закупку мебели и оргтехники, ремонт помещений типографии.

Предпринимаемые шаги в этом направлении:

  1. Формирование списка услуг типографии – сделано.
  2. Формирования прайс-листа для сторонних заказчиков – планирую закончить формирования прайс-диста до 30 июля.
  3. Маркетинговая и рекламная компания по привлечению клиентов.
    Начаты работы по созданию интернет-сайта типографии и рекламного буклета с профайлом и со списком предоставляемых услуг. Типография зарегистрирована в наиболее популярных полиграфических порталах в Интернет. Планируется основную часть работ закончить до 1 сентября.
  4. Размещение информации о типографии в различных справочниках, типа «Желтых страниц», «Адрес Москва» и т.п.
    Планируется основную часть работ закончить до 1 сентября.

10. Арендаторы (выгнать или установить нормальные договорные отношения)

Сейчас в здании типографии МГУ арендуют помещения несколько сторонних фирм. Причем, насколько мне стало известно, только одна из этих фирм имеет оформленный договор с МГУ до 1 сентября 2007 года. Остальные сидят в здании на птичьих правах. Кому они платят и платят ли вообще – не знаю.

Думаю, надо либо ввести нормальные законодательные отношения с этими арендаторами и сдавать им эти помещения по рыночным ценам, либо выгнать их из здания типографии.Тем более, что для организации нормального производства и размещения новых сотрудников потребуются новые площади.

Прошу руководство МГУ дать мне санкцию для выяснения ситуации с Арендаторами и обстоятельного состояния дел.

11. Наладить нормальную службу охраны и пропускной режим

Сейчас на территории типографии - проходной двор. Множество посторонних людей, приходящих к арендаторам без всяких документов.

Планирую с 1 сентября набрать новых сотрудников в службу охраны (кандидатуры уже подобраны, дело за регистрацией предприятия и нахождением финансирования для их з/п) и ввести строгий пропускной режим. Для решении задачи кроме персонала, потребуются затраты на установку на проходной «вертушки» и внутреннего телефона (для связи посетителей с сотрудниками фирм, к которым они пришли).

12. Сделать ремонт в оставшихся помещениях типографии

Строители закончили ремонтные работы в рабочих цехах типографии, но, к сожалению, в ветхом состоянии остались остальные помещения и сооружения:

  • Течет металлическая крыша
  • Сломан пандус для погрузки-разгрузки бумаги
  • В ужасном состоянии санузлы, не работают унитазы и раковины, протекают трубы в подвальном этаже.
  • Не отремонтированы комнаты администрации, приема посетителей, коридоры и складские помещения. Точнее все помещения типографии, кроме рабочих цехов, где установлено новое оборудование.
  • Не работает грузовой лифт для перемещения полуфабрикатов и готовой продукции между этажами типографии.

Было бы хорошо, если бы МГУ помогло решить эти проблемы. Если не получиться, то будем ремонтировать эти помещения за счет ресурсов самой типографии в течении года. Крышу я намереваюсь отремонтировать своими силами до наступления осеннего сезона. Остальное по мере появления свободных средств.

Мои первые действия

Итак, я обрисовал ситуацию, в которой очутился в середине 2007 года.

Основные проблемы первого периода:

  1. Для притока средств - необходимость привлечь коммерческие заказы в никому  ранее неизвестную типографию. Для этого нужна реклама и  опытные менеджеры. Рекламу, допустим, я мог взять на себя, и за счет имеющегося опыта сделать сайт, написать грамотные тексты, запустить рассылки. Пользуясь авторитетом среди полиграфистов попросить помощи в раскрутке отраслевых порталов. Но без менеджеров было не обойтись.
     
  2. Чтобы менеджеры могли начать работать, надо было построить хоть какую-то инфраструктуру: закупить компьютеры, выйти в интернет, запустить рекламу, закупить мебель и телефоны, чтобы организовать рабочие места для новых сотрудников (ничего этого в типографии не было, а средств  МГУ на эти цели не предусматривалось). Таким образом, круг замыкался: чтобы заработать деньги, нужно было начинать работать, а чтобы начать работать, нужны были деньги.
     
  3. Даже если чудом решить вопросы по п.2. то, чтобы привлеченные менеджерами заказы материализовались в прибыль, необходимо было организовать грамотное производство. А для этого надо было найти профессиональный персонал, который мог бы работать на новой технике без брака  и, следовательно, снова были нужны деньги, а точнее, много денег. Далее гоу ту п.1. и кольцо снова замыкается.

Для решения задачи можно было начать с набора менеджеров, но существовала опасность, что привлеченные заказы будет некому выполнять. А из-за срыва сроков и брака типография потеряет имидж, даже не успев его приобрести. Если же действовать с другой стороны и набрать сначала профессиональных печатников и других рабочих (а такие в растущем 2007 году рынке стояли очень дорого), то было непонятно, как их содержать без заказов? Вот такая дилемма.

Кроме того перед типографией тогда стояли следующие объективные проблемы:

  1. Отсутствие у меня опыта руководства типографий с большим штатом сотрудников. Отсутствие опыта работы вообще на госпредприятиях (где в отличии от коммерческих фирм существовали совсем другие экономические условия и правила).
     
  2. Старый директор, который добровольно никуда уходить не собирался  и продолжал мешать мне, разлагая коллектив. Впоследствии, для решении этой проблемы пришлось больше года ходить на четыре судебных процесса, инициированных им против МГУ и типографии МГУ.
     
  3. Незамкнутый производственный цикл: новой техники не хватало на все участки, а изношенное старое оборудование не могло закрыть эти "дыры" в технологической цепочке.
     
  4. Сложный поиск профессионалов, слабая производственная дисциплина, регулярные конфликты между старыми и новыми сотрудниками.  Воровство и пьянство, которое вошло в привычку у некоторых работников.
     
  5. Отсутствие опыта и желания работы у старых сотрудников на новом оборудовании.
     
  6. Необходимость срочного ремонта помещений типографии, создания системы горячего водоснабжения, латания протекающей крыши и решения других хозяйственных проблем при полном отсутствии финансирования.
     
  7. Необходимость начала выполнения заказов Издательства и других подразделений МГУ без платежей с их стороны.
     
  8.  Мои слабые познания в документообороте и финансовом деле, отсутствие нормального главного бухгалтера

продолжение следует... здесь 

Шарифуллин Марсель, январь 2010 г


 Как я пытался возродить типографию МГУ. Что из этого получилось. Часть 2. Вернуться в текущий раздел 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин