На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Нормативы, Законы :

Международный стандарт ISO 12647-2:2004

Ниже приводятся выдержки из второй редакции Международного стандарта ISO 12647-2:2004 «Полиграфические технологии. Управление процессами цветоделения, изготовления цветопроб и тиражных оттисков. Часть 2: Офсетная печать», непосредственно относящиеся к листовой офсетной печати, которые могут быть полезны в практической деятельности.  

ISO 12647-2:2004(E)
 
Эта часть ISO 12647 перечисляет значения или совокупность значений первичных параметров, связанных с техническими свойствами полутоновой офсетной печати. Первичные параметры - это линиатура, тоновое приращение (растискивание), цвета плашек и печатной основы.
 
Цель изготовления цветопробы - это моделирование визуальных характеристик законченного изделия настолько близко, насколько возможно. Чтобы визуально соответствовать специфике печати, изготовление цветопробы вне печатной машины часто требует значений плотности плашек и тонового приращения, которые отличаются от таковых в процессе печати, который они предназначены моделировать. Это вызвано различиями в явлениях типа глянца, светового разброса (печатной основы или красителя), метамеризмом и прозрачностью.
 
Эта часть ISO 12647
— непосредственно применима к изготовлению цветопроб и печатным процессам, использующим цветоделенные фотоформы;
— непосредственно применима к изготовлению цветопроб и печати с печатных форм, произведенных без использования фотоформ, пока сохраняются прямые аналогии с изготовлением фотоформ;
— применима к изготовлению цветопроб и печати с более, чем четырьмя красками, пока сохраняется прямая аналогия с четырехцветной печатью как для данных, так и для линиатуры, для печатных основ и параметров печати;
— применима по аналогии к регулярным и стохастическим растрам.
 
Данные, предназначенные для печати, должны быть в цветовом формате CMYK или с тремя компонентами. Во всех случаях цифровые файлы данных или цветоделенные фотоформы, поставляемые для печати, должны сопровождаться печатью цветопробы, которая моделирует предполагаемые условия печати. Этот факт должен быть проверен путем измерений подробной контрольной шкалы или подобным устройством контроля, которое напечатано на цветопробе вместе с сюжетом.
 
С целью воспроизвести 100% растр разрешение фотонабора или CTP должно быть установлено соответственно. Например, если в растре используется единственная полутоновая модуляция ячейки и предполагаемая номинальная линиатура составляет 70 см-1, то разрешение фотонабора или CTP не должно быть меньшим, чем 700 см-1. Для растра с технологией супер-ячейки, возможно устанавливать разрешение с меньшим значением.
 
Если иначе не определено, оптическая плотность ядра растровой точки на фотоформе должна быть по крайней мере на 2,5 D выше плотности на просвет прозрачной пленки (основа пленки плюс вуаль). Оптическая плотность на просвет прозрачной пленки не должна быть выше, чем 0,15 D. Как практическое руководство: плотность областей больших плашек должна быть не менее, чем на 3,5 D, выше плотности прозрачной пленки. Ширина ореола цветоделенных фотоформ не должна быть больше, чем одна сороковая ширины линиатуры.
 
Для работы с четырьмя цветами линиатура фотоформы или печатной пластины должна быть в диапазоне от 45 см-1 до 80 см-1. Предпочтительная номинальная линиатура составляет для коммерческой печати 60 см-1. Для минимизации муара линиатура различных цветов может отличаться. Например, может быть различие от 3 см-1 до 4 см-1 между цветами C, М, Y. Для черного или желтого цвета иногда используется линиатура, которая является существенно более высокой, чем номинальная для остальных цветов, например, 84 см-1 против 60 см-1.
 
Для полутоновых точек без основной оси номинальное различие между углами растра для циана, мадженты и черного должно быть 30°, с углом растра желтого в 15° от другого цвета. Угол растра доминирующего цвета должен быть 45°. Для полутоновых точек с основной осью номинальное различие между углами растра для циана, мадженты и черного должно быть 60°, с углом растра желтого в 15° от другого цвета. Угол растра доминирующего цвета должен быть 45° или 135°. Должна использоваться круглая, квадратная или эллиптическая форма точки.
 
Для комплекта цветоделенных фотоформ или печатных пластин длины диагоналей не должны отличаться более, чем на 0,02%.
 
Если иначе не определено, суммарная тоновая градация должна быть меньше, но не должна превышать 350%.
 
Печатные основы, используемые для изготовления цветопробы, должны быть идентичны тиражным. Если это невозможно, свойства печатных основ должны быть близкими к тиражным по таким параметрам как цвет, глянец, тип поверхности (мелованная, немелованная, суперкаландрированная и т.д.) и масса. Цветопроба на печатной машине должна выполняться на печатной основе, наиболее близкой по отношению к признакам, внесенным в список как нормативные, и выбираться из пяти типов бумаги, признаки которых приведены в табл. 1. Для цветопробы, изготовляемой не на печатной машине, печатная основа должна быть подобрана так, чтобы наиболее близко соответствовать типам бумаги в табл. 1. Тип бумаги должен быть заявлен.
 
CIELAB координаты, глянец, ISO белизна и допуски для типичных бумаг
Таблица 1
Типы бумаги
Характеристики
L*
a*
b*
Глянец %
ISO белизнаa %
Плотностьb г\м2
1: глянцевая мелованная, без древесины
93 (95)
0 (0)
-3 (-2)
65
89
115
2: матовая мелованная, без древесины
92 (94)
0 (0)
-3 (-2)
38
89
115
3: глянцевая     мелованная, рулонная
87 (92)
-1 (0)
3 (5)
55
70
70
4: немелованная, белая
92 (95)
0 (0)
-3 (-2)
6
93
115
5: немелованная, слегка желтая
88 (90)
0 (0)
6 (9)
6
73
115
Допуск
+/- 3
+/- 2
+/- 2
+/- 5
-
-
Эталонная бумагаc
94,8
-0,9
2,7
70-80
78
150
Для оттисков на бумагах или картонах, поверхностные свойства которых идентичны типам бумаг 1 - 5, но чья масса заметно выше, могут быть использованы CIELAB координаты, данные в скобках.
 
Измерения в соответствии с ISO 12647-1:2004: источник света D50, наблюдатель 2°, геометрия 0/45 или 45/0, черная подложка. Значения в скобках принадлежат измерениям на белой подложке как описано в CGATS.5 и только информативны.
 
a, b   Только информативно.
 
c       Только информативно. Бумага, используемая для испытаний набора красок. Оригинальные значения приведены в ISO 2846-1:1997 для L* = 95,5, a* = 0,4 и b* = 4,7 как измерено на подложке из печатной основы. Следует обратить внимание, что некоторые значения  немного отличаются от ISO 2846-1 из-за черной подложки, используемой в этой части ISO 12647.
 
Глянец печатной основы, используемой для цветопробы, должен быть максимально близок к тиражной бумаге. Если это невозможно, то цветопроба должна быть выполнена на наиболее близком типе бумаги из табл. 1. В процессе послепечатной обработки глянец может существенно измениться. В критических случаях  результат цветоделения лучше всего оценивать посредством цветопробы, которая в наибольшей степени соответствует глянцу финишной обработки. Если финишная обработка производится вне печатной машины с целью обеспечения соответствия тиражной продукции цветопробе на стадии печати  хорошим выходом является обеспечить печатника двумя цветопробами: цветопробой с глянцем, максимально приближенным к процессу печати (не обработанному), и цветопробой, глянец которой наиболее соответствует тиражу после финишной обработки.
 
Для пяти типов бумаги, приведенных в табл.1, координаты цвета CIELAB плашек контрольной шкалы на цветопробе должны согласовываться с целевыми значениями, указанными в табл. 2, в пределах допуска на отклонение, указанного в табл. 3. Цветовые координаты двухцветных и трехцветных наложений, оба без черной краски, должны соответствовать данным в табл. 2.
 
CIELAB координаты цветов для последовательности печати циан–маджента-желтый
Таблица 2
Цвет
Типы бумаги
1,2
3
4
5
Координаты
Координаты
Координаты
Координаты
L*
a*
b*
 L*
  a*
  b*
  L*
   a*
 b*
  L*
  a*
b*
Черный
16
0
0
20
0
0
31
1
1
31
1
2
(16)
(0)
(0)
(20)
(0)
(0)
(31)
(1)
(1)
(31)
(1)
(3)
Циан
54
-36
-49
55
-36
-44
58
-25
-43
59
-27
-36
(55)
(-37)
(-50)
(58)
(-38)
(-44)
(60)
(-26)
(-44)
(60)
(-28)
(-36)
Маджента
46
72
-5
46
70
-3
54
58
-2
52
57
2
(48)
(74)
(-3)
(49)
(75)
(0)
(56)
(61)
(-1)
(54)
(60)
(4)
Желтый
88
-6
90
84
-5
88
86
-4
75
86
-3
77
(91)
(-5)
(93)
(89)
(-4)
(94)
(89)
(-4)
(78)
(89)
(-3)
(81)
Красный, M+Y
47
66
50
45
65
46
52
55
30
51
55
34
(49)
(69)
(52)
(49)
(70)
(51)
(54)
(58)
(32)
(53)
(58)
(37)
Зеленный, C+Y
49
-66
33
48
-64
31
52
-46
16
49
-44
16
(50)
(-68)
(33)
(51)
(-67)
(33)
(53)
(-47)
(17)
(50)
(-46)
(17)
Синий, C+M
20
25
-48
21
22
-46
36
12
-32
33
12
-29
(20)
(25)
(-49)
(22)
(23)
(-47)
(37)
(13)
(-33)
(34)
(12)
(-29)
Наложение C+M+Y
18
3
0
18
8
6
33
1
3
32
3
1
(18)
(3)
(0)
(19)
(9)
(7)
(33)
(2)
(3)
(32)
(3)
(2)
Значения без скобок соответствуют измерениям согласно ISO 12647-1: освещение D50, наблюдатель 2°, геометрия 0/45 или 45/0, черная подложка. Значения в скобках относятся к измерениям на белой подложке согласно CGATS.5 и только информативны.
 
Первичные цвета плашек контрольной шкалы цифровой цветопробы должны согласовываться с табл. 2 в пределах половины допуска на отклонение, указанного в табл. 3.
 
Отклонение цветных плашек ОК-листа тиража ограничено условием, что цветовые различия между контрольными шкалами цветопробы и ОК-листа не будут превышать допуск на отклонение, указанный в табл. 3. Если цветопроба отсутствует, цветовые характеристики табл. 2 являются целевыми.
 
Изменчивость цветных плашек тиража ограничена следующим условием: по крайней мере, для 68% оттисков цветовые различия между тиражным оттиском и ОК-листом не должны превышать, а желательно не превышать и половины, допуска на вариацию, указанного в табл. 3.
 
CIELAB ∆ L*ab допуски для цветных плашек контрольной шкалы
Таблица 3
Параметр
Цвет
Черный
Цианa
Маджентаa
Желтыйa
Допуск на отклонение
5
5
5
5
Допуск на вариацию a
4
4
4
5
a    Вклад различия оттенка не должен превышать 2,5.
 
Сравнение значений в табл. 2 для черной и белой (в скобках) подложки показывает, что цветовые координаты a* и b* остаются в значительной степени теми же самыми. Однако, значения L* на 2-3 выше, в зависимости от непрозрачности бумаги.
 
Значения денситометрической плотности могут быть очень ценны для управления производственным процессом во время печати, когда печатная машина, краски и печатная основа остаются теми же самыми. Однако, в общем случае, значения плотности не определяют цвет с требуемой степенью, поэтому значения плотности на отражение рекомендуется использовать только для определения тоновой градации. Во время приладки печатник добивается правильного цвета плашек контрольной шкалы, а затем фиксирует эти значения плотности на ОК-листе. После этого значения плотности ОК-листа используются как целевые значения для контроля во время печати.
 
Вторичные цвета красный, зеленый, синий зависят от условий, которые включают последовательность красконаложения, реологические свойства, прозрачность красок, особенности пресса и поверхностные характеристики печатной основы. Таким образом, соответствие первичных цветов C, М., Y значениям табл. 2 не достаточно для соответствия вторичных цветов этой же таблице.
 
Допуски для специальных цветов (пантонов) и печати упаковки, должны быть ниже, чем приведенные в табл. 3, особенно для цветового различия, относящегося к L*.
 
 
Рис. 1. Цветовой охват офсетной печати (значения взяты из табл. 2)
 
где X - CIELAB красно-зеленная координата a*;
      Y - CIELAB желто-синяя координата b*;
      1, 2, 3, 4 и 5 - типы бумаги.
 
Глянец печатной основы или цветных плашек должен быть измерен под углом 75° при падающем свете в 75° (15° от плоскости печатной основы). Используемый инструмент должен соответствовать ISO 8254-1.
 
Тоновая градация на пленке или в цифровом файле должна перейти на оттиск следующим образом:
a) линиатура 40 см-1 - 70 см-1 : от 3% до 97 %;
b) линиатура 80 см-1 : от 5 % до 95%.
Никакие существенные части изображения не должны быть вне указанного диапазона.
 
Максимальное отклонение между центрами изображения любых двух цветов не должно быть больше, чем 0,08 мм для печатных машин среднего формата, и бумаг массой больше, чем 65 г/м2, и соответственно 0,12 мм - для других условий.
 
Тоновое приращение на оттисках при печати и на цветопробе должно соответствовать данным, приведенным в табл. 4 ( см. также рис. 2).
 
Тоновое приращение для 50 % поля контрольной шкалы с круглой точкой
Таблица 4
Характеристики печати (коммерческая печать, хроматические цвета)
Тоновое приращение,%
для линиатур
52 см -1
60 см -1
70 см -1
позитивные пластины a, тип бумаги 1 и 2
12
14 (A)b
16
позитивные пластины a, тип бумаги 3
15
17 (B)b
19
позитивные пластины a, тип бумаги 4 и 5
18
20 (C)b
22 (D)b
негативные пластины a, тип бумаги 1 и 2
18
20 (C)b
22 (D)b
негативные пластины a, тип бумаги 3
20% (C)b
22 (D)b
24
негативные пластины a, тип бумаги 4 и 5
22% (D)b
25% (E)b
28% (F)b
Приведенные значения относятся к денситометрическим измерениям на контрольной шкале с круглыми полутоновыми точками с ISO Статусом E и с поляризацией. Для денситометров без поляризации и с ISO Статусом Т, тоновое приращение для циана, мадженты и черного приблизительно равно значениям, приведенным в таблице, но для желтого - на 2 % меньше.
 
a При использовании CTP выбор категории  тонового приращения зависит от типа пластин.
b Буквы от A до F относятся к кривым на рис. 2.
 
Тоновое приращение черной краски в полутонах равно или до 3% выше, чем для хроматических цветов, потому, что черная краска обычно печатается на первой секции печатной машины и часто с большей толщиной слоя.
 
 
Рис. 2. Кривые тонового приращения для условий печати, описанных в табл. 4
 
где A - тоновая градация фотоформы или цифрового файла;
    ∆А - тоновое приращение.
 
При необходимости установить изменение значения тонового приращения при переходе с одной линиатуры на другую соответственно для 40% или 80% тоновой градации следует воспользоваться диаграммами на рис.3 и рис. 4. Преобразования для цветопробы, изготовленной вне печатной машины, требуют других наборов кривых.
 
 
Рис. 3. Зависимость тонового приращения оттиска от линиатуры для 40%
тоновой градации фотоформы или цифрового файла
 
Рис. 4. Зависимость тонового приращения оттиска от линиатуры для 80 %
тоновой градации фотоформы или цифрового файла
 
где X - линиатура;
      Y - тоновое приращение.
 
ПРИМЕР: Тоновое приращение растра с линиатурой 70 см-1 и круглой точкой измерено как 12% на 80% в тенях. Какое значение тонового приращения будет для умеренно эллиптического растра с линиатурой 52 см-1? Ищем значение линиатуры "70" на горизонтальной оси рис. 4, переходим вертикально к значению тонового приращения 12%, которое находится между двумя кривыми. Затем следуем по линиям графика налево, пока не будем точно выше 52 см-1. Если точка между кривыми снова взята, результат как раз ниже 10%. Если факт, что умеренно эллиптический растр имеет немного более высокое значение тонового приращения, чем растр с круглой точкой, обоснован, то считаем окончательной величиной тонового приращения 10% или немного выше.
 
При измерении тонового приращения следует обратить внимание на следующие дополнительные требования:
a) Контрольная шкала должна печататься вместе с объектом; ее линиатура должна быть выбрана из диапазона от 52 см-1 до 70 см-1.
b) Точка должна быть круглой.
c) Если для контрольной шкалы используется фотоформа, ее основная плотность не должна быть более, чем на 3,0, меньше плотности чистой пленки (основа пленки плюс эмульсия), и ширина ореола не должна превышать 2 микрон.
 
Отклонение тонового приращения в полутонах на цветопробе или ОК-листе от эталонных значений не может превышать допуск на отклонение, указанный в табл. 5. Для тиражной продукции среднее значение колебаний тонового приращения в полутонах должно быть в пределах 4 % от указанных целевых значений. Статистическое стандартное отклонение тонового приращения не должно превышать, а желательно не превышать и половины допуска на отклонение, приведенного в табл. 5. Должно быть признано, что в худшем случае в полутонах допускается разница между цветопробой и ОК-листом в 7%.
 
Спред полутона (вариация тоновой градации между хроматическими цветами) цветопробы и тиражных оттисков не должен превышать значений, указанных в табл. 5.
 
Допуск на тоновое приращение и максимальный спред полутона
для цветопробы и тиражной продукции
Таблица 5
Тоновая градация контрольного поля
Допуск
на отклонение
Допуск
на вариацию
 
Цветопроба
OK-лист
Тиражная продукция
40 или 50%
3
4
4
75 или 80%
2
3
3
Максимальный спред полутона
4
5
5
Значения относятся к измерениям денситометром или колориметром на контрольной шкале с линиатурой от 50 см-1 до 70 см-1.
 
Процент допуска рассчитан путем вычитания целевого значения из измеренного.
 
ИНФОРМАТИВНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ
 
Спецификация баланса по серому избыточна, если целевые значения для тонового приращения и цвета плашек определены. Только условия баланса по серому обычно не достаточно, чтобы гарантировать ахроматичный цвет для всех печатных основ и печатных красок, которые используются для данных условий печати. Кроме того, это обычно зависит от специфического состава используемой черной краски. Контрольные поля баланса по серому, составленные из подходящих CMY наложений, служат полезной цели для быстрой проверки, изменилась ли тоновая градация CMY от одного оттиска к другому или между цветопробами. Для этой цели полезны комбинации CMY значений тоновой градации в табл. 6, поскольку они часто в результате дают почти нейтральный цвет. Эти данные применимы к цифровым данным или фотоформам.
 
Значения полей CMYK для баланса по серому
Таблица 6
Тоновая градация
Цвет
Циан
Маджента
Желтый
Четверть тона
25
19
19
Полутон
50
40
40
Три четверти тона
75
64
64
 
 
Приведенные выше выдержки из Международного стандарта ISO 12647-2:2004(E) являются переводом с английского, в котором умышленно отсутствует какая-либо литературная правка с целью сохранения стиля и духа изложения оригинала.

 Вернуться в корень текущего раздела ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин