На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Уход за валиками печатной машины

Вы купили новую машину. Что делать?

Как правило, во время пуско-наладочных работ инструктор по печати или инженер-наладчик проводят небольшое вводное обучение персонала. Однако Вы должны учитывать, что для них главное - наилучшим образом отладить машину и получить красивые контрольные оттиски, а обучение проводится по остаточному принципу - нередко в последний день, глядя на часы, чтобы не опоздать на самолет. После этого Вы остаетесь один на один с машиной, и Ваше счастье полностью в Ваших руках.

По моим наблюдениям, многие случаи перепечаток тиражей, простоев и дорогостоящих ремонтов относительно новых печатных машин можно было предупредить, объяснив заказчикам при установке оборудования несколько довольно простых принципов обслуживания машины. Правда, принципы эти кажутся простыми только задним числом, а путь к их пониманию тернист и драматичен. Дело осложняется тем, что зачастую они противоречат накопленному десятилетиями опыту профессиональных печатников: изменилось устройство машин, конструкционные материалы, применяемая химия, поэтому традиционные методы работы на ОП-3 и ПОЛ-54 могут оказаться губительными для Спидмастера или Ryobi.

Итак, что нужно сделать в первую очередь.


А) предварительное измерение валиков; метки

В первую очередь нужно завести журнал эксплуатации машины. Пять минут, потраченные ежедневно на запись информации об особенностях тиража, применяемых красках и бумаге, температуре и влажности, проведенных регулировках и заменах резины, в будущем не раз избавят Вас от длительных простоев и многочасовых экспериментов "методом тыка".

Первым делом (после контактных телефонов сервисной службы) в журнал нужно занести данные о диаметрах валиков и твердости их резинового покрытия. Тогда впоследствии будет легко оценить степень износа валиков.

Диаметры валиков обычно приводятся в руководстве по эксплуатации машины. Если они указаны только в руководстве по сервису (которое обычно заказчику не выдается), попросите поставщика, чтобы Вам дали эту информацию: никакой коммерческой тайны или ноу-хау в ней нет, а Вам она необходима, чтобы следить за состоянием машины.

В крайнем случае можно просто измерить диаметры новых валиков. Достаточна точность +/- 0,1 мм, и подойдет обычный штангенциркуль.

С твердостью дело обстоит сложнее. Очень редко производители указывают этот параметр в документации. Остается опять-таки только измерить новые валики. Но и с этим есть трудности: измеритель твердости для таких мягких материалов - в наших условиях прибор довольно экзотический. Обратитесь в сервисную службу фирмы-поставщика - может быть, у них такой прибор есть.

(Для справки. Твердость измеряется в Европе в единицах по Шору, в Японии - в единицах JIS, Japan Industrial Standard. На самом деле это разные названия одной и той же шкалы. Твердость накатных красочных валиков обычно составляет 30-35 единиц; в аппаратах непрерывного спиртового увлажнения встречаются валики с твердостью от 20 до 50 единиц.)

Итак, параметры валиков записаны в журнал. Прежде, чем установить валики обратно на машину, проверьте наличие на них меток. По мере работы валики изнашиваются неравномерно. Чтобы после каждой разборки красочного аппарата не приходилось заново регулировать валики, нужно всегда устанавливать их на те же места и с той же ориентацией. Обычно на шейках валиков выбиты цифры, соответствующие их номерам по схеме, а соответствие красочным секциям на многокрасочной машине показано цветными колечками или второй цифрой. Если маркировки нет, ее нужно нанести самостоятельно: накернить несколько точек или сделать надпилы надфилем.


Б) правильный уход (периодичность, чистка, смазка)

Аккуратное, методичное обслуживание валиков способно продлить их срок службы в несколько раз. Собственно, все обслуживание сводится к своевременной очистке, но очистка должна быть многоэтапной.

В рамках ежедневного обслуживания достаточно просто смывать краску с валиков. Но не менее важную роль играет периодическая - еженедельная или ежемесячная - очистка. Во время печати валики взаимодействуют со многими веществами: краской, увлажняющим раствором, бумажной пылью, растворенными компонентами бумаги, наконец, с той же смывкой. Все эти вещества не только механически накапливаются в порах резины, но и изменяют физико-химические свойстваее поверхности.

Для очистки от проникших в поры резины частиц красочного пигмента и от засохшей краски применяются смывки, содержащие сильные растворители. Валики следует очищать вручную, сняв их с машины.

Некоторые загрязнения (связующее бумажной массы, остатки гуммирующего раствора и очистителя офсетных форм) образуют стекловидный налет на поверхности резины. Как правило, обычная смывка их не удаляет, так как они растворяются только в воде. Для их удаления используют так называемые средства для снятия глянца (Deglazer). При отсутствии таких средств можно очистить валики губкой под струей теплой воды.

Чтобы сохранить эластичность поверхностного слоя валиков, на заключительном этапе следует протереть их кондиционером для восстановления резины (Rubber Rejuvenator).

Как правило, резиновые валики образуют единый узел с подшипниками. Подшипникам следует уделять особое внимание, не допуская скопления вокруг них подтеков краски, ворсинок, избытка смазки. Все подшипники, даже герметичные, следует регулярно смазывать снаружи тонким слоем жидкого масла - оно не позволит краске присохнуть к металлическим поверхностям. Подшипники скольжения нужно смазывать не реже раза в неделю.

А вот то, чего нельзя делать, но что любят делать печатники, умудренные многолетним опытом работы в государственных типографиях.

Нельзя чистить валики ацетоном и толуолом.

Нельзя смывать валики смесью керосина со спиртом длительное время (применение уайт-спирита или керосина для смывки краски допустимо как кратковременная экстренная мера; за несколько дней ничего страшного не произойдет).

Нельзя оставлять краску на валиках на ночь, даже с применением противоокислительных аэрозолей.

Нельзя применять пасты для быстрой смены краски, содержащие абразивные компоненты.


Регулировка красочных валиков

На долговечность валиков сильно влияет качество регулировки красочного аппарата. Если какая-либо пара валиков слишком сильно прижата друг к другу, резина во время работы заметно нагревается. Известно, что при повышении температуры на 10 градусов химические реакции идут вдвое быстрее; это относится и к процессам старения резины. Кроме того, при неправильной регулировке валиков могут не совпадать их окружные скорости, в результате качение валиков друг по другу или по форме будет происходить с проскальзыванием. Из-за этого увеличивается механический износ поверхности. Поэтому целесообразно не реже, чем раз в полгода, проверять и регулировать прижим валиков в красочном аппарате.

Обычно эти регулировки выполняют сами печатники или механик из штата типографии. К сожалению, часто при регулировке современных малоформатных машин они опираются на свой опыт наладки Планет и Доминантов, и результаты оставляют желать лучшего. Основная ошибка состоит в том, что прижим валиков контролируется по усилию вытягивания зажатых между ними щупов - полосок пленки. Поскольку резина очень мягкая, а полоса контакта на малоформатной машине узкая, оценка получается очень приблизительной и субъективной.

Правильный метод контроля - по отпечатку контактной полосы. Методика такова: наносим на чистые валики достаточное количество желтой краски и равномерно раскатываем ее. Краски нужно положить столько, чтобы она заметно шипела во время вращения валиков. Останавливаем машину и, выждав примерно полминуты, медленно проворачиваем так, чтобы стали видны темные полоски, образовавшиеся на валиках в местах контакта.

Измерить ширину этих полосок можно прямо на валиках, однако удобнее перенести их на бумагу. Берем два небольших клочка мелованной бумаги и аккуратно, не смазывая, налепляем их на валик вблизи торцов. Прижмите на несколько секунд пальцем. След полосы контакта отпечатается на бумаге. Теперь можно измерить ее ширину линейкой и оценить равномерность давления вдоль валика.
Другой, более удобный способ измерения ширины отпечатков полос - с помощью небольшой контрольной шкалы, которую можно прикладывать прямо к валикам. Скачайте ее здесь в формате Adobe Illustrator и выведите на принтере на пленку типа Folex, или, еще лучше, на ФНА.


Конкретные значения ширины полос контакта должны быть указаны в руководстве по эксплуатации печатной машины. Как правило, для валиков диаметром 25-40 мм эта величина составляет 2,5-3 мм, для валиков диаметром 40-60 мм - 3-3,5 мм. По полосе контакта сразу видны перекосы в установке валиков и бочкообразность, появляющаяся со временем под действием смывок и краски. Точно так же проверяется ширина полосы контакта между накатными валиками и формой. Обычно она должна быть на 0,5 мм больше, чем полоса между накатными и раскатными валиками. На этом рисунке: а) нормальный вид полосы контакта; б) валики установлены с перекосом, это легко устраняется регулировкой; в) "бочка" - это уже не лечится, валик нужно менять.
 

Чем мыть? Водорастворимые и традиционные смывки

Смывки, применяемые для повседневной очистки валиков, можно разделить на две группы.

Первая - это традиционные смывки на основе нефтепродуктов. Они действуют на связующее вещество краски как растворители, делая ее достаточно жидкой для снятия с валиков резиновым ракелем. Поскольку все эти смывки довольно хорошо горят, будем дальше для краткости называть их горючими.

Вторая группа получила распространение в последние годы. Это так называемые водорастворимые смывки. (Более правильно было бы "водо-смешиваемые", так как в оригинале они называются water-miscible wash.) Они содержат поверхностно-активные вещества (ПАВ) и действуют примерно так, как современные средства для мытья посуды вроде Fairy или Sunlight: под действием ПАВ масло, составляющее основу краски, расщепляется и преобразуется в водорастворимую эмульсию. Такие смывки имеют несколько серьезных преимуществ по сравнению с горючими: они экономичнее, смывают вместе с краской все водорастворимые загрязнения и бумажную пыль, не имеют запаха, наконец, не горят.

Тем не менее я пишу следующую фразу:

Не применяйте водорастворимые смывки!

Потому что на практике не все так здорово.

Чем же опасны эти смывки? Вот причины, по которым их следует избегать.

Во-первых, входящие в их состав поверхностно-активные вещества на самом деле очень активны. Рекомендуемый способ применения предписывает разводить смывку водой в пропорции один к четырем или к пяти (при этом она меняет цвет с маслянисто-желтого на молочно-белый). В большей концентрации ПАВ расщепляют не только краску, но и связующие вещества резины, вымывая их и увеличивая твердость валиков. Но в сильно разбавленном виде эта смывка не столь эффективно смывает краску, а ведь печатнику надо побыстрее все смыть и уйти домой. Поэтому рекомендации соблюдаются редко, и в лучшем случае смывку разводят водой пополам, а в худшем - льют "как есть".

Вторая беда - это коррозия. В отличие от керосина, вода, содержащая активные растворители и соли, действует на подшипники и шестерни очень агрессивно. Если какой-нибудь узел не был вовремя смазан, через несколько месяцев он обрастает густой бахромой ржавчины.

В-третьих, при последующей печати весьма вероятны такие проблемы, как полошение и эмульгирование краски. Даже очень малое количество ПАВ, оставшееся на валиках, может придать им гидрофильные свойства; в результате краска будет раскатываться валиками неровно, а при длительной работе будет образовываться эмульсия "краска в воде".

Рекомендация не использовать водорастворимые смывки основана не только на печальном опыте некоторых типографий. Такого же мнения придерживаются специалисты известной фирмы Townsend Industries.

Вообще-то пользоваться водорастворимыми смывками можно, но избежать проблем удастся только при очень аккуратном применении и строгом следовании инструкциям. Главные принципы - никогда не применять концентрацию больше, чем рекомендовано, и после смывки дополнительно промывать валики теплой водой. Однако, на мой взгляд, гораздо спокойнее подобрать какую-нибудь недорогую горючую смывку и пользоваться только ею, а раз в месяц делать профилактическую чистку валиков, как описано в предыдущем разделе.

Необходимо сказать несколько слов о применении изопропилового спирта в увлажнении. В инструкциях ко всем системам непрерывного увлажнения написано, что изопропиловый спирт применять нельзя, так как он вызывает преждевременное затвердение резины. Рекомендуется пользоваться всевозможными заменителями спирта (Alcohol substitute). Все это абсолютно верно, но опыт показывает, что при всем богатстве выбора подобрать удачный заменитель спирта непросто. Увлажнение на основе заменителя ведет себя очень капризно, тогда как изопропиловый спирт дает гарантированное, стабильное качество печати. По неясным причинам заменитель спирта дает хорошие результаты только на отдельных экземплярах машин, тогда как на остальных вызывает переувлажнение, неравномерное смачивание по ширине, эмульгирование, тенение на длинных тиражах и другие проблемы. Поэтому моя рекомендация сводится к следующему: купив новую машину, попробуйте несколько разных заменителей спирта. Если Вам повезет и удастся добиться хорошего качества печати с заменителем - в дальнейшем используйте его. Если же нет - не следует тратить впустую силы и бумагу, пользуйтесь обычным изопропиловым спиртом. Негативное влияние спирта на валики имеет место, но оно не столь катастрофично: за год эксплуатации резина твердеет на 4-5 единиц и затем стабилизируется на этом уровне, что не оказывает большого влияния на печать. К тому же существуют специальные смывки именно для валиков систем непрерывного увлажнения, которые при регулярном применении освежают и восстанавливают резину.


Когда менять?

Рано или поздно валики придется менять. Это факт. Стоимость комплекта новых валиков - несколько тысяч долларов, поэтому деньги на эту операцию надо откладывать заранее. По каким же признакам можно спрогнозировать дату "смерти" валиков?

Во-первых, по календарю: если машина проработала уже два-три года, в любом случае пора запастись новым комплектом. В первую очередь, как правило, изнашиваются накатные красочные валики.

Во-вторых, сигналом беды с валиками могут быть участившиеся проблемы печати: неравномерный раскат плашек, невозможность удержать баланс при заданной плотности краски, "дробление". К сожалению, однозначной связи с состоянием валиков нет. Эти проблемы могут иметь и другие причины - неправильный состав увлажнения, плохая краска, плохой печатник...

Если валики деформировались, резко увеличивается время смывки: приходится крутить машину по 10-15 минут, а краска по краям валиков все не уходит... Однако и в этом случае причина может быть не в валиках, а в сильно изношенном ракеле смывочного корыта.

Самые верные критерии - количественные. Если Вы располагаете данными о диаметрах и твердости новых валиков, остается только узнать допустимые отклонения этих параметров. Конечно, конкретные цифры будут разными для машин разного класса, разного формата; зависят они и от требуемого качества печати. На основе достаточно большого опыта обслуживания малоформатных офсетных машин Ryobi и A.B.Dick могу сказать, что нормальная полноцветная печать на таких машинах становится невозможной при следующих изменениях валиков:

     

  1. Увеличение диаметра накатных валиков на 0,8-1,0 мм или уменьшение на 0,5-0,7 мм;

     

     

  2. Разница диаметров накатных или раскатных валиков в середине и на краях ("бочка") более 0,5 мм;

     

     

  3. Увеличение твердости накатных валиков на 10 единиц по Шору или уменьшение на 5-6 единиц.

     

    Для валиков увлажняющего аппарата цифры будут другими; они зависят от применяемой системы увлажнения. Как правило, системы непрерывного (пленочного) спиртового увлажнения более чувствительны к изменениям свойств резины. Для них может оказаться катастрофой увеличение твердости дозирующего валика с 20 до 25 единиц или разница диаметров в центре и по краям валика всего 0,3-0,4 мм.


    Красочный аппарат в печатной машине играет не менее важную роль, чем двигатель в автомобиле. И правильный, своевременный уход для него так же важен, как применение хорошего масла и топлива для двигателя.

Курсив №1 1999


 Флексография и офсет – краткий обзор основных отличий Новейшая история оперативной полиграфии в России 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин