На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Взгляд на полиграфию Украины со стороны .

Те, кому удалось посетить в этом году центральную полиграфическую выставку DRUPA, отметили, что ярким ее экспонатом и наиболее обсуждаемым событием явились не новинки полиграфического оборудования (запоминающиеся машины конечно были, но их количество было не столь значимо, как на предыдущих выставках), а цифровой метод организации производства, т.н Digital Workflow. Непонятные сочетания букв CIP4, JDF, MIS, PPF встречались практически на каждом шагу. Выставка показала, что интеграция допечатных, печатных и послепечатных процессов внутри типографий из разряда красивой теории становится повседневной практикой. По оценкам специалистов, почти сотня фирм демонстрировали на DRUPA использование JDF-формата. Почти каждый солидный производитель оборудования представил свою версию систем Workflow на основе стандарта JDF. Около 40 компаний присоединились к инициативе NGP (программа сетевого производства продукции), целью которой стало объединение ведущих производителей оборудования и программного обеспечения для автоматизации процесса производства печатной продукции. Проводились специальные экскурсии по стендам, различные семинары и доклады, где опытные специалисты объясняли преимущества систем Workflow. WorkFlow

Впервые в постперестроечной Украине я оказался год назад, когда был делегирован на выставку "Полиграфия-2003". В этом же году мне вновь довелось побывать в Киеве и также посетить центральную полиграфическую выставку региона, теперь уже "Полиграфию-2004". Во время этих поездок у меня накопилось достаточно много материала, чтобы выложить это на бумагу. Идя навстречу редакторам нескольких полиграфических журналов (в России и Украине), я решил поделиться с читателями своими впечатлениями от этих поездок. Не берусь утверждать о полной объективности своего рассказа (если честно, то вообще не верю в существование такого понятия от любого конкретного человека), но, надеюсь, что публикация окажется полезной как российским читателям, желающим познакомиться с полиграфией Украины, так и украинским коллегам, которые смогут посмотреть обзор своего рынка со стороны.

Начну с общего впечатления: в Киеве мне понравилось все, начиная отношением жителей к россиянам (я опасался встретить другое) и красотой города, и заканчивая уровнем полиграфии и компетентностью специалистов. В Киеве совсем не чувствуешь, что находишься в другом государстве. Конечно, внешние признаки присутствуют в полной мере: таможенный и пограничный контроль на въезде, своя валюта и язык, государственная атрибутика и т.п. Но повсеместное использование русского языка, сходный с российским менталитет населения роднит Киев с любыми крупным региональным центром России. Сначала вывески на улицах и объявления на транспорте не совсем понятны (и часто наводят улыбку: украинский язык очень приятен на слух), но буквально уже на второй день это перестает быть проблемой, мозг начинает легко улавливать понятия другого славянского языка. К тому же дружелюбная атмосфера в городе, симпатичные лица людей и повсеместное использование русского языка облегчают общение. В то же время, в Киеве уже начинают проявляться элементы европейской культуры. Чистые улицы с мощенной проезжей частью, обилие дорогих автомобилей и подчеркнуто-уважительное отношение водителей к пешеходам - из этой серии.

Одним словом, мне в Киеве было очень комфортно и моментами даже пробуждались ностальгические чувства. Дело в том, что я родился и вырос в Поволжье, оттуда уехал учиться в Москву, где и остался жить.Минувшие 16 лет, так и не сделали меня настоящим москвичом, думаю, таковыми в лучшем случае станут только мои дети. Так вот, относительно спокойный Киев с неторопливым доброжелательным населением, большим количеством зелени и красивых зданий старой постройки напомнил мне Нижнекамск и Казань, где прошли детство и юность. В этих условиях совершенно не хотелось думать о политике, но мысль об ошибочности разделения СССР на части меня посещала постоянно. И казалась, что я был не одинок с такими мыслями в Украине. На этом остановимся в рассуждениях на общие темы, пока не заняли этим весь объем статьи и перейдем к основной полиграфической тематике.

 Полиграфия Украины 

Оговоримся сразу, что в отличии от российской действительности, официальной информации и справочников по современной украинской полиграфии очень мало, поэтому многие вещи пишутся лишь как мои предположения. Буду рад, если найдутся желающие скорректировать эти данные.

Несмотря на то, что Украина меньше и беднее России, полиграфическая жизнь в ней бурлит с не меньшей интенсивностью. Постоянно открываются новые типографии, а существующие обновляют парк оборудования, происходят шумные полиграфические мероприятия: сборы на теплоходах, в крымских санаториях, групповые загранпоездки на выставки и заводы производителей оборудования. Заметна конкурентная борьба поставщиков за значимых вендоров, тендеры на поставку оборудования, шумные победы одних и тихие поражения других. Высококвалифицированные специалисты меняют фирмы, кто-то разоряется, кто-то идет в гору. Одним словом, видно, что полиграфическая отрасль Украины живет и находится в состоянии подъема. Думается что по удельным показателям - весу отпечатанной полиграфической продукции на одного жителя в год, количеству типографий на единицу ВВП и т.п. (официальных данных, к сожалению, пока нет) - украинская полиграфия не только не уступает восточному соседу, но и опережает его.

Вообще Украина всегда славилась не только своим сельским хозяйством, но и промышленным потенциалом и "мозгами", т.е. научными разработками и талантливыми людьми. Еще раньше встречаясь на московских выставках с украинскими клиентами, я всегда удивлялся их уровню компетентности. В отличие от большинства российских предпринимателей, украинцы, имеющие намерение покупки того или иного оборудования, как правило, почти все знают его технические характеристики, заранее получили отзывы о нем в интернете и среди знакомых типографий, а также изучили почти все конкурирующие марки машин и составили свои сравнения. А процесс торговли с украинским клиентом - особая задача для неискушенных менеджеров. Как говорится: "восточный базар отдыхает". Возможно именно в этом секрет неэффективности работы российских поставщиков через границу на сопредельной территории.

Несмотря на первоначальное отставание, украинским полиграфистам удалось быстро наверстать и стать лидерами в постсоветском интернет-пространстве (по крайней мере в полиграфической его части). Лично я, например, имея личную страничку в интернете (www.marsel.ru), получаю больше всего технических и технологических запросов именно оттуда. Как выяснилось недавно, Украина, также держит первое место в росте своего ВВП среди всех стран СНГ. Собственно этому удивляться не приходится: Украине приходится всерьез заниматься подъемом собственной экономики, не полагаясь на большие природные ресурсы.

Наверное поэтому, а также из-за отсутствия дефолтов, украинская полиграфия в последние годы набрала очень высокий темп в своем развитии. Сейчас в стране насчитывается около 4000 полиграфических предприятий, более четверти которых базируется в Киеве. (Для сравнения: в России с втрое большим населением, зарегистрировано порядка 6000 типографий). Количество же поставщиков оборудования в Украине даже больше, чем у восточного соседа. Думаю из этого факта не сложно сделать вывод относительно уровня конкуренции в "друкарстве незалежной державы".

Надо отдать должное украинским чиновникам, которым в смутных приватизационных волнах удалось удержать на плаву основные полиграфические машиностроительные комбинаты. До сих пор изготавливает и экспортирует в страны СНГ и дальнего зарубежья печатно-высекальные линии, флексографское, бобинорезальное, фальцевальное, нитко- и проволокошвейное оборудование один из флагманов еще советской полиграфии АО "Киевполиграфмаш". Также живы и работают по первоначальному профилю харьковский завод брошюровального оборудования, роменский завод резальных машин, одесский производитель копировальных рам. В сравнении с российским полиграфпромом, потерявшем ейский завод печатных машин и постепенно теряющим рыбинский "Полиграфкомбинат", это выглядит серьезным успехом.

Если рассматривать не только государственные, но и коммерческие предприятия, нынешняя ситуация в украинской полиграфии мне напоминает Россию трехлетней давности. Характерные проявления этого: не закончен передел рынка поставщиками оборудования и расходных материалов; присутствует серый импорт и самостоятельный ввоз оборудования из Европы некоторыми типографиями; маркетинговые акции фирм не отличаются большой масштабностью. Типографии иногда "толкаются на пятачке", не замечая свободного рынка вокруг; заметен спрос на дешевые модели оборудования чешского производства и second-hand; пользуются популярностью такие машины, как Hamada и Gronhi, к которым российские полиграфисты интерес уже потеряли.

Общительность украинцев делает рынок достаточно узким, многие типографии хорошо знают друг друга. Поэтому буквально одна неудача поставщика может серьезно подорвать его бизнес. Этот же фактор наверняка позволяет некоторым конкурентам договариваться в тендерных сделках, не допускать сильного падения цен, делить прибыть и моральное удовлетворение от выигранной сделки между разными сторонами. Здесь не любят чужаков, поэтому фирмы, пришедшие на рынок позже, испытывают большие сложности при попытке "откусить кусок от ранее поделенного пирога".

В то же время в некоторых вещах украинские полиграфисты идут в ногу со временем и даже опережают российских коллег. Благодаря грамотной таможенной политике и налоговому законодательству Украины, в страну в последние годы завезено много единиц крупной полиграфической техники: рулонных печатных машин, крупноформатных многокрасочных листовых офсетных машин. Идет естественный процесс укрупнения типографий и вытеснение мелких фирм с рынка. Наблюдается специализация среди типографий: кто-то концентрирует свое внимание на периодике, кто-то занимается только этикеткой, бланками, ценными бумагами и т.п. Понемногу проходит время универсальных предприятий, готовых браться за любой заказ.

Как я уже писал, наибольшее количество поставок полиграфического оборудования идет из Чехии и Германии. К японскому оборудованию на Украине пока относятся с недоверием. Возможно виной тому недостаточная активность поставщиков и географическая отдаленность страны восходящего солнца. Возможно, просто рынок не дорос до этого, но если практичные украинцы будут брать пример с развитой Европы или США, то приоритеты в будущем могут смениться. По крайней мере первые шумные инсталляции крупных печатных машин от Komori, Mitsubishi и Ryobi на украинской земле уже состоялись. Среди послепечатного оборудования начинают набирать популярность японские машины Duplo и Horizon. Ситуация также начинает меняться и на вторичном рынке: кроме техники Adast и Heidelberg, люди ищут в Европе те же Ryobi.

Полиграфические кадры на Украине выпускает два полиграфических института (в Киеве и Львове) и несколько колледжей. Несмотря на это толковых специалистов на Украине не много. Поэтому работодатели дорожат ими, а сотрудники в свою очередь нередко меняют своих "хозяев" в поисках лучшей доли. Основную долю полиграфического оборудования в страну завозят около десятка крупных поставщиков. В список бесспорных лидеров рынка входят такие фирмы, как "ВИП Системы", "Гейдельберг", "Киевполиграфмаш", "МакХаус", "Интертехнодрук", "Полиграфические системы", "Палитра", "УПГ" ("Украинская Полиграфическая Группа"). Заметную роль среди поставщиков начинают играть представительства российских полиграфических фирм: "Апостроф", "Вариант", "Нисса" и "Ям Интернешнл". Чтобы никого не обидеть, названия фирм в обоих списках приведены в алфавитном порядке. Почти все основные мировые производители имеют своих поставщиков на Украине. Кое-кто из крупных вендоров работают с несколькими поставщиками, видимо пока не определившись в своих предпочтениях.

Хочу отметить хорошие результаты в продвижении на украинский рынок компании "Нисса Украина", которой буквально за два года удалось вклиниться в стан лидеров рынка. Знающие люди говорят, что причина этому - договоренность с одним из местных лидеров, фирмой "Полиграфические системы". В качестве подтверждения этой версии приводят успехи "Полиграфических систем" в России, что также наводит на мысль о поддержке со стороны другого участника рынка.

Очень приятно, что многие из лидеров украинского рынка начинают уделять повышенное внимание сервисной поддержке своих клиентов. Думается это наиболее правильный путь для достижения хорошего имиджа на рынке. Другим примером цивилизованного поведения на рынке является отсутствие явной враждебности к конкурентам, ведь часто умные клиенты делают выбор в пользу фирм, не "льющих грязь на других".

Вообще хочется верить, что, несмотря на большое количество поставщиков, работа найдется всем. В 2004 году Польша и другие ближайшие соседи Украины с запада вступила в Евросоюз. Естественным следствием этого, на внутреннем рынке той же Польши должны возрасти цены на полиграфические услуги, чтобы не допустить демпинга внутри единой Европы. В результате это очень благоприятно может сказаться на местном рынке. Люди готовятся к потоку заказов с Запада и полиграфическому буму на Украине, как это было раньше в той же Польше, полиграфия которой поднялась на заказах из Европы (благодаря ценам) и странам СНГ (из-за уровня оборудования). По крайней мере, спрос на современное высокопроизводительное оборудование в Украине уже отмечается. Положительную роль для отрасли также должны сыграть парламентские и президентские выборы, которые намечены на ближайшее будущее.

Компании-поставщики 

Не знаю, насколько этичны характеристики фирм-поставщиков оборудования сотрудником одной из таких компаний, но все же хочу привести свое видение нескольких ведущих поставщиков оборудования.

Компания "Гейдельберг" недавно справило свое десятилетие. В целом поведение украинского представительства фирмы аналогично российскому. Дается много рекламы в специализированных журналах и занимают самые большие площади на выставках. 2004 год правда стал исключением из правила, так как фирма после успешного участия на "Друпа", решила отказаться в киевской "Полиграфии". Территориально находятся недалеко от политехнического университета с полиграфической кафедрой. Фирма, как в Москве, поддерживает это учебное заведение. В его стенах установлена печатная машина GTO 52-2 и резальная машина, после завершения строительства нового учебного корпуса ожидается очередная поставка оборудования. Одним словом, эта фирма номер один на рынке. Со слов ее сотрудников оборудование Гейдельберг установлено более чем в 850 из 4000 типографий Украины.

"УПГ" ("Украинская Полиграфическая Группа")

Была создана в 1999 году благодаря слиянию двух компаний "Полиграфимпорт" (полиграфическое оборудование и расходники) и "Эй-Эс-Джи" (допечатное оборудование). В 2003 г. "УПГ" преобразовалась в холдинг с четырьмя составляющими фирмами, занимающие соответственно продажами полиграфического и флексографского оборудования, расходными материалами и сервисом. "УПГ" достигла больших успехов в продажах печатных машин машин КВА. Только за последние годы инсталлированы машина Rapida-162 (в фирму "Лунапак"), порядка десяти Rapida-105 и еще несколько Rapida-74. Ввиду такого успеха в продажах немецкого оборудования, по примеру российских Heidelberg-club и Ryobi-клуба, в Украине создан "КВА-клуб", включающий в себя полтора десятка украинских предприятий. Хорошими словами хочется отметить выездной семинар в Ялте, который УПГ проводит раз в год, обычно в июне. На нем собирается порядка сотни руководителей полиграфических предприятий, представителей прессы и вендоров, которые в неформальной форме обсуждают проблемы отрасли.

"Полиграфические системы"

Большая фирма, торгующая как оборудованием, так и расходными материалами. Делает большой упор на региональном развитии и на обслуживании государственных предприятий Украины. На сегодняшний день имеет представительства в Одессе, Львове, Днепропетровске, Донецке и Харькове. В результате конкурентной борьбы с другими фирмами в начале 2003 года получила эксклюзивные права на территорию Украины плюс официальное право продавать в Россию (!!!) оборудование ADAST, очень популярного местного бренда. По данным за прошлый год, "Полиграфические системы" установило порядка 40 секций этих чешских машин. Кроме этого известно о десятке успешных инсталляций китайских печатных машин Gronhi, а также множестве установок резаков Ideal, листоподборочных комплексов CPBourg и Duplo. Большие успехи достигнуты "Полиграфическими системами" на рынке оперативной полиграфии. В этом направлении заметны успехи в продажах ризографов, офисных листоподборочных машин и оборудования КБС. Благодаря этой компании в Украине работает несколько цифровых машин Xerox 2045 и 2060. По мнению некоторых экспертов "Полиграфические системы" контролируют почти 20% рынка расходных материалов Украины.

Также, как и "УПГ", "Полиграфические системы" проводит шумные маркетинговые акции, выездные научно-технические семинары в разные города Украины или круизы по Днепру на теплоходе. Кроме этого, в активе компании поездки делегаций украинских полиграфистов в загранпоездки в Чехию и Англию к поставщикам оборудования и в Германию на выставку. Кроме полиграфии на очереди у "Полиграфических систем" рынок флексографии, являющийся очень перспективным в Украине.

"МакХаус"

Молодая дерзкая фирма, выросшая в крупный холдинг из небольшого поставщика допечатного оборудования. Издает свою газету и имеет большой отдел маркетинга. Является крупным поставщиком оборудования Apple, Barco, LaCie, Umax, Nikon, Imacon, Xerox, Encad, Summa, Wacom, X-Rite, Pantone на Украине. Сильно поднялась в последние годы на продажах рулонного газетного оборудования, только за последние два года продано 15 комплексов NewsLine. Из других достижений можно отметить несколько комплексов СТР от Agfa, пара десятков печатных машин Hamada (в последнее время спрос на них упал). Сейчас фирма активно продвигает технику от шанхайской ассоциации производителей SPPM, самое качественное из китайского оборудование. Отмечена продажа печатной машины GuangHua, а также множества оборудования Senweida, Purlux и YAWA.

"Интертехнодрук"

Фирма существует с 1994 года и отличается очень широким спектром поставляемого оборудования. В 2003 году преобразовалась в холдинг "Вета холдинг группа". Кроме Киева, имеет представительства в Харькове, Днепропетровске и Львове, а также сеть дилеров в 24 городах Украины. В этот холдинг входит самостоятельную сеть салонов оперативной полиграфии (48 предприятий в разных городах), оснащенная в основном ризографами. До 2004 года не отличалась большой маркетинговой активностью, но ситуация изменилась после открытия в Киеве представительства российской компании "Апостроф принт", которой также были даны права на поставку в Украину некоторых оборудования из ее спектра. Речь идет в первую очередь о финишном оборудовании Horizon и восстановленных печатных машин Ryobi.

На этом, пожалуй, завершу свой краткий обзор нескольких лидеров украинского рынка поставщиков полиграфического рынка. Следующая часть - о маркетинге, который частично уже упоминался в обзоре фирм.

Маркетинг 

Начнем со специализированных украинских изданий, с полиграфической и смежной упаковочной тематикой. Среди таковых я хотел бы отметить следующие журналы и газеты:

    "Друкарство", выпускается с 1994 года, объем 100 полос А4, тираж 3000, периодичность 6 в год. Главный отраслевой печатный орган, тесно сотрудничающий с министерством печати и украинской полиграфической ассоциацией.
    "Палитра Друку", выпускается с 1994 года, тираж 3000, объем 80 полос А4, периодичность 6 в год. Известный львовский журнал, ранее сотрудничающий с местной академией печати и поссорившийся с ней в этом году. Хочется надеяться, что качество публикаций не потеряет своей актуальности из-за этого события.
    Digital Publishing Printing, выпускается с 1998 года под другим названием, тираж 5000, объем 64 полосы А4, периодичность 6 в год. Популярный журнал, с большим количеством технологических и технических статей. Продукт "Издательского Дома "Аркуш", который в этом году запустил свое второе издание - журнал "Большой формат", посвященный широкоформатной печати.
    "РПП (рынок полиграфической продукции)", выходит с 1998 г. объем 40 полос А5, тираж 3000, периодичность 12 в год. Известный в Украине журнал с большим количеством справочной информации.
    "Бизнес принт". Достаточно новое издание, отличающееся агрессивностью (в хорошем смысле этого слова) и осведомленностью о ситуации на рынке.
    "Упаковка", выпускается с 1997 года, тираж 3000, объем 84 полос А4, периодичность 6 в год. Подобно "Друкарству" является центральным изданием упаковочной отрасли Украины. Тесно сотрудничающает с соответсвующими министерствами, НИИ и ассоциациями Украины.
    "Мир упаковки", выходит с 1998 г, объем 64 полосы А4, тираж 3500, 6 номеров в год. Популярный журнал посвященный упаковочной теме, любимый и ценимый специалистами.
    "Флексодрук и спецвиды печати", выходит с 1999 г, тираж 3000, объем 60 полос А4, периодичность 6 в год. Узконаправленное издание, концентрирующее свое внимание на специальных видах печати.
    "Украинский полиграфический дайджест", выходит с 2003 г, объем 36 полос А4, периодичность раз в год. Относительно новое издание, имеющее поддержку в сети Интернет. Основной поставщик новостей об украинской полиграфии для российских специалистов.
    Газета "Полиграфический курьер", выходит с 2000 г, объем 4 полосы А3, тираж 8500, 12 номеров в год
    "Картон и гофрокартон", выпускается с 2002 года, объем 60 полос А4, периодичность 6 в год.
    "Друк и Книга", Выходит с 2002 г, объем 60 полос А4, периодичность 6 в год.
    "Графичны Машины", Выходит с 1999 г, объем 40 полос А4, периодичность 8 в год.
    Газета "Киевский полиграф" выходит с 2002 г., периодичность 1 неделя.
    "Друкуймо, вестник полиграфии", периодичность раз в 2 месяца.
    Газета PrintingWeek, совсем новое издание, выходящее с 2004 г. Запланировано 24 номера в год, будет замечательно, если график удастся выдержать.

Не хочу здесь давать свои оценки этим изданиям, некоторые из них мне очень нравятся, а некоторые наоборот отпугивают своей аганжированностью и плохо скрытой привязанностью к тем или иным фирмам. Но в целом все они выполняют очень почетную и полезную миссию информирования и обучения полиграфистов.

В Украине проходит несколько полиграфических выставок, самыми известными из которых являются следующие:

    "Книга, полиграфия, реклама, информация", Донецк, февраль-март
    "Полиграфия, упаковка, реклама", Харьков, конец марта
    "ПакУкраина. Этикетка", Киев, начало апреля
    "Книжный сад", Киев, конец мая
    "Друкарская справа", Киев, июнь
    "Полиграфия", Киев, конец сентября
    "Полиграфия, реклама, Упаковка. Этикетка", Одесса, конец октября

На мой взгляд особого внимания заслуживают центральная полиграфическая выставка "Полиграфия" и "ПакУкраина. Этикетка", посвященная упаковочной тематике. Их можно сопоставить с московскими выставками "ПолиграИнтер" и "Росупак" соответственно.

Аналог "Росупака" оставим в стороне, а о "украинскому Полиграфинтеру" хотелось бы посвятить несколько абзацев.

Выставка "Полиграфия" 

Как уже говорил во вступлении, мне удалось посетить две выставки "Полиграфии". Поэтому я могу поделиться не только впечатлениями от них, но и постараться вывести примерные тенденции в полиграфии Украины за последний год (если конечно это вообще возможно за столь короткий срок).

Итак, в 2003 году выставка занимала шесть павильонов Экспоцентра "Украина", что по площади составляет примерно треть российского "Полиграфинтера". Тогда в выставке участвовало около 200 экспонентов, из которых порядка тридцати стендов были с действующим оборудованием. По украинским масштабам это очень большая выставка, которая например превышает по площади и посещаемости другие мероприятия, включая даже автомобильную выставку. Наиболее сильно выступили фирмы "Гейдельберг СНГ" (как и в других странах фирма целиком занимала отдельный павильон), "МакХус", "Полиграфические системы", "УПГ", "Интертехнодрук", "Киевполиграфмаш", "Нисса-Украина", и "ВИП Системы". Среди крупного оборудования хочу выделить машины Heidelberg (Prosetter 74, Printmaster GTO 52-4, PM 74-4 и Speedmaster SD 102-5-L), Индиго 1000, восьмикрасочные широкорулонные флексографские машины Uteco Sopal (УПГ) и ФДР-850/6 (КиевПолиграфмаш), система СТР Creo Lotem 400 и Esko-Graphics PlateDriver QPS 4, печатные машины Ryobi 524HE и 522HXX, несколько Доминантов и Полли среднего формата. Кроме этого на разных стендах демонстрировалось много китайского оборудвоания и восстановленные чешские и немецкие машины.

Во время выставки проводилось очень много семинаров. Для этого в разных павильонах ежедневно с 12 до 17.00 было задействовано 4 конференц-зала. Наиболее важные семинары провела ассоциация полиграфистов Украины, причем один день целиком был посвящен Российской полиграфии. От минпечати России выступали руководители отдела Марголин Е.М. и Суслов, а также Кузьмин Б.А. и Закиров Д.М. (президент и вице-президент ассоциации полиграфистов России). Кроме этого запомнились семинары от журналов: "РПП", Digital Publishing Printing, "Картон и гофрокартон", а также от некоторых фирм-участников выставки.

В отличии от "ПолиграфИнтера" на стендах крупных фирм в Киеве проводилось достаточно мало демонстраций с выступлениями специалистов (исключение составлял лишь Гейдельберг).

Кроме этого выставка 2003 года не изобиловала активными методами рекламы: не использовались девушки-модели, раздающих материалы в проходах, мало было баннеров и рекламы у вода в павильоны.

В 2004 году выставка, проводившаяся в юбилейный десятый раз, показалась мне заметно скучнее, чем в прошлом году. Экспонентов, действующего оборудования, а также посетителей было несравненно меньше. Возможно это естественное следствие прошедшей несколькими месяцами ранее немецкой Drupa, центральной мировой полиграфической выставки, забравшей у ведущих поставщиков все ресурсы и удовлетворившей информационный голод у печатников. Совсем не было "Гейдельберга" и "ВИП Систем". "Апостроф Украина", "УПГ" и "ЯМ Интернешнл Украина" выставлялись имиджевыми стендами без какой-либо техники. Другие лидеры рынка привезли очень мало оборудования. Среди общей тишины откровенно выделялись фирмы "МакХаус" с рулонной машиной от Manugraf, комплексами СТР Agfa, пятисекционной Poly второго формата и китайским оборудование SPPM, "Интертехнодрук" с новыми моделями Ryobi и Horizon, "Нисса" с HP Indigo, "Полиграфические системы" со "старымы" Adast и Xerox, и новым допечатным брэндом Screen, "Киевполиграфмаш" с традиционным набором оборудования. Впервые выставлялись фирмы: "Апостроф Украина" (широкий спектр оборудвоания для полиграфии и изготовлении упаковки), "Коника Минолта Украина" (цифровая печать), "Мюллер Мартини" (послепечатное оборудование), "Полиграфспектр" (комплексный поставщик) и "Пресс Сервис+" (китайская техника от Beiren). Семинаров также было мало, как и посетителей на них.

Кое с кем из участников и посетителей выставки за те несколько дней, что я провел на ней, мне удалось переговорить и в результате ответить на вопросы, почему в этом году все происходит в более минорных тонах. Общий лейтмотив высказываний: "Пропал былой энтузиазм". Расшифровывая этот тезис, приходишь к выводу, что выставка в принципе перестает играть ту просветительскую роль, что ей была свойственна ранее. Нет, это совсем не означает, что она уже как бы совсем и не нужна. Наверное, имеет смысл уменьшить периодичность хотя бы раз в два года и согласовать сроки проведения со всемирными полиграфическими выставками, такими как Друпа. А если копать глубже, то за таким умозаключением кроется другое, более глубокое. На взгляд многих выставка этого года обнажила многие подковерные процессы, происходящие на рынке, как поставщиков, так и полиграфических услуг. Как я уже говорил, проходит время универсальных предприятий, готовых браться за любой заказ. Полиграфисты во многом определились со своими стратегическими интересами и разобрались в многообразии современного оборудования. Теперь они не бегают по рынку с выпученными глазами, а во многом диктуют правила игры своим поставщикам. Время экстенсивного приращения рынка заканчивается, начинается время качественного роста. Естественно, это повлечет какие-то пертурбации в стане и в методах работы ведущих поставщиков. Какие? "Пожуем - увидим", - как говорит Андрей Илюхин, директор "Апостроф Украина".

Заключение 

Завершить статью хочется тем же, чем и начал. Несмотря на небольшие моменты, в целом полиграфическая отрасль Украины мне очень понравилась. Надеюсь, что и в дальнейшем она не собьется с правильного курса, и станет еще более развитой и успешной.

Украинские типографии поймут эффективность специализации. Действительно не правильно стараться все сделать своими силами из-за боязни потерять заказ. Нельзя с одинаковой рентабельностью на одном производстве производить и буклеты, и журналы, и этикетку. Настает время широкой кооперации между специализированными типографиями, каждая их которых оптимальным образом "заточена" под решение конкретных задач, будь то печать, брошюровка, производство защищенной продукции или упаковки. В результате клиент, общаясь с одним менеджером (там, где он разместил заказ), получает профессионально и качественно выполненную работу нескольких предприятий. Эти ориентиры позволят насытить рынок действительно современным автоматизированным оборудование, вместо размножения однотипных универсальных типографий со средненьким оборудованием. Как и в России, более активную роль при покупках нового оборудования должны играть кредитные или лизинговые схемы платежей.

Рост конкуренции и открытый рынок на руку, как конечным потребителям полиграфических услуг, так и типографиям, выполняющие эти услуги. Ведь они, в свою очередь, являются клиентами поставщиков оборудования и расходных материалов.

Шарифуллин Марсель
октябрь, 2004 г.


 Вторая жизнь печатных машин Преимущества бумагорезальных машин с прямым гидравлическим приводом ножа. 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин