На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Вводное обучение персонала при запусках печатного оборудования

Ширенов Дмитрий Борисович Шарифуллин Марсель Марсович
Рис 1. Ширенов Д.Б. Рис 2. Шарифуллин М.М.

Введение

В типовом контракте на поставку Полиграфического комплекса последним пунктом, после гарантийной поддержки и пусконаладки, идет скромная строчка "обучение персонала" (правда, нередко обозначенная в колонке "стоимость" отнюдь не скромной цифрой). Каждая из сторон вкладывает в нее свой смысл. Для продавца, конечно, первичный смысл заключен именно в колонке "стоимость". Кроме того, здесь и выполнение "обязательной программы" - без обучения теперь машину не продашь, и элемент успокоения клиента ("не забивайте себе голову деталями, вам все объяснят на месте, а сейчас поскорее платите"). При этом подразумевается, что наладчик покажет, куда класть бумагу, а куда - краску. Покупатель же, в свою очередь, надеется, что инструктор будет возиться с его хлопцами до тех пор, пока они не освоят в полном объеме программу полиграфической академии. При той простоте нравов, которая до сих пор существует в отечественном полиграфическом бизнесе, ст оль трагическая разница во взглядах на ж изнь часто обнаруживается только на месте, когда дело доходит до подписания отчетных документов по контракту.

Можно посмотреть на эту проблему и по-другому. Хотя это и неочевидно на первый взгляд, но некачественное обучение невыгодно и продавцу. Полиграфический мир достаточно тесен, и слух о плохо работающей машине Х, проданной компанией У, быстро распространится по всей России. При этом никто не будет разбираться, в чем причина - плоха ли сама машина, или не было нормального обучения, или печатник - разгильдяй, но репутация оборудования и его продавца будет изрядно подмочена. Как минимум, типография не войдет в открытый список установленного компанией оборудования. Кстати, предоставление информации об ранее установленных машинах может служить некоторым индикатором профессионализма фирмы. Хорошему продавцу незачем скрывать своих клиентов.

С другой стороны, нередко сам покупатель отказывается от полноценного качественного обучения. Одна из причин - у него нет достаточного времени: как водится, оборудование еще не пришло, а заказов уже набрали на месяц вперед. Другая причина - жалко денег: хорошее обучение стоит дорого, да еще надо потратиться на бумагу, краску, расходники, которые будут угроблены во время обучения.

Работая несколько последних лет наладчиками полиграфического оборудования, мы успели установить больше сотни печатных машин и комплексов на их основе, приобщить человек двести к профессии печатника и попутно много раз наступить некоторые грабли. Этой статьей мы призываем и продавцов, и покупателей оборудования отнестись к проблемам вводного обучения максимально ответственно, и постараемся обозначить коварные моменты этого процесса.

Историческое отступление

Вводное обучение на современном оборудовании - дело достаточно новое; богатые методические разработки прошлых лет здесь подходят плохо, потому что они делались для традиционных технологий и машин большого формата. Курс подготовки печатника в техническом училище был рассчитан на 2-3 года. Во многих статьях мы уже проводили мысль, что с внедрением новых технологий полиграфия утрачивает черты клановости и превращается в ремесло, доступное каждому. Во всем мире этот процесс шел плавно в течение нескольких десятилетий, а у нас он приобрел черты революционного скачка. Может быть, кто-то из читателей этой статьи увлекался фотографией в доперестроечное время и помнит, какой эпопеей была самостоятельная обработка цветной пленки и печать. А теперь цветная фотография доступна любой домохозяйке. Нечто аналогичное происходит и в полиграфии. Современные печатные машины и материалы имеют большие технологические запасы, поэтому не требуется о тточенного десятилетиями мастерства, что бы получать приемлемое качество. (СНОСКА. Об этом подробнее авторы уже писали в своей прошлой статье "Оперативная полиграфия" в журнале "Publish" #2 за 1999 г, www.publish.ru).

Как показывает наш опыт, при правильной постановке дела обучить ремеслу печатника можно любого смышленого человека практически с нуля за 2-3 дня. С другой стороны, печатная машина, конечно, не ксерокс и в работе печатника всегда присутствует элемент искусства (тем больший, чем менее данная машина приспособлена для данного вида печати).

Как не надо делать

Опора на собственные силы

Наш особый российский менталитет частенько толкает нас к проблемам на ровном месте. С детства мы знаем, что у нас самое лучшее в мире образование, и что никакие буржуи нам не указ. Зачем сдавать импортный телевизор в ремонт, если мы заканчивали технический вуз (например, по ракетостроению), и у нас дома есть паяльник? То же самое отношение наблюдается и у некоторых полиграфистов. Наладчику, несколько десятков лет обслуживавшему Ромайоры и Доминанты, трудно внушить, что эксплуатация современных машин требует иного подхода. Что, например, красочные валики современной машины могут выйти из строя лишь оттого, что их пару раз забудут смыть на ночь. Печатник, годами выполняющий эту процедуру раз в неделю, и то с большой неохотой (после нее только руки надо полчаса отмывать от краски), не сразу привыкнет к тому, чтобы выполнять ее ежедневно, по несколько раз за смену. Даже наглядная демонстрация того, что на новом оборудовании это со всем не тре бует залезания руками в краску, и выполняется в полуавтоматическом режиме за 2-3 минуты, действует только до отъезда инструктора.

Поэтому, на наш взгляд, даже многолетний стаж печатников не может заменить вводного обучения. Более того, часто обучить молодого новичка "с нуля" легче, чем седовласого мастера. Ну привык он тушить окурки в корыте увлажнения во время работы, и ничего с этим не поделаешь. При обучении печатников со стажем нередко приходится не только объяснять отличия современной машины от Ромайора, но и отучать их от приобретенного годами специфического отношения к работе и к технике.

Вводное обучение в подарок

Некоторые фирмы, в том числе очень крупные и известные, иногда вставляют в договора пункт о том, что вводное обучение персонала проводится бесплатно. Это, конечно, прекрасно, но это может считаться заботой о клиенте только в том случае, если речь идет о достаточно простой технике, которую он в противном случае способен освоить самостоятельно. Если же рассматривать такой подарок в отношении печатной машины или фотонаборного аппарата, это не только не достоинство сделки, а, напротив, ее минус. Как известно, в зубы дареному коню не смотрят, поэтому непонятно, как заказчик сможет требовать выполнения этого пункта договора.

Отсюда рекомендация покупателям - не поддавайтесь на эти уловки. Если Вам предлагают такой подарок, требуйте, чтобы в контракте была заложена позиция с явно указанной стоимостью вводного обучения, а в следующей строке - скидка на эту же сумму, но уже без конкретной привязки к обучению. Далее нужно оформить приложение, в котором будет раскрыто содержание этого пункта - объем и подробная программа обучения. Это позволит в дальнейшем потребовать от продавца полноценного и добросовестного выполнения всех пунктов контракта.

В погоне за сиюминутной выгодой

Часто мы сталкиваемся с давлением руководства типографии, когда нас просят совместить процесс обучения с производством тиражной продукции. Действительно, казалось бы, что же тут плохого? Эффективное использование материалов, экономия времени. Более ответственный подход к делу - печатаем не на макулатурной, а на дорогостоящей бумаге, не в мусорную корзину, а для заказчика. Это должно заставлять печатника серьезнее следить за своими действиями. Казалось бы одни преимущества для покупателя. Но на самом деле извлечь выгоду из этой ситуации скорее сможет продавец. Как всегда при погоне за двумя зайцами, приходится делать выбор между своевременной сдачей данного тиража и качеством обучения. И, естественно, выбор обычно бывает в пользу печати тиража. Инструктор со словами "смотри и запоминай" отодвигает печатника от машины, быстренько сам прогоняет тираж, показывает его руководству как результат обучения - и все, его обязательства в ыполнены. Ведь фактически уже началась коммерческая эксплуатация машины.

Как известно, в каждом тираже найдется своя "закавыка" - или плашка во весь лист, или выворотки по четырем цветам шестым кеглем, или пленки кривоватые, или бумага попадется капризная. Если на учебном тираже можно временно закрыть глаза на отдельные проблемы, чтобы не нарушать методичности обучения, то на коммерческом заказе эту проблему придется решать, хоть кровь из носу. В результате лимит времени, отведенный под обучение, может быть потрачен на борьбу с конкретным тиражом, а не на разбор всего перечня операций, которыми должен владеть печатник. Очень важные моменты могут быть объяснены мимолетом и не подтверждены практической работой обучаемого (некогда, идет тираж), поэтому они не зафиксируются в его памяти. К тому же на обычном тиражном оттиске (который может быть произвольным по сложности) иногда бывает трудно контролировать навыки и способности печатника. Например, если он хорошо напечатает самостоятельно простую двухцв етную работу, это еще вовсе не означает, что в дальнейшем он также успешно справится с более сложной цветной печатью или сплошными плашками.

Правда, иногда покупатель оборудования решает проблему срочной печати заказов очень просто. Достоверно известен случай, когда наших коллег насильственно удерживали в течение трех месяцев, пока они не отпечатали большой заказ, под который и было, собственно, куплено оборудование. Дело было в одной из бывших братских республик, находившейся в состоянии войны с другой бывшей братской республикой. После того, как заказ был выполнен, нужда в типографии отпала, поэтому покупателю не требовалось обучать своих печатников и ставить технику на обслуживание.

Хотя это и крайний случай, но в принципе у покупателя всегда есть очень большой соблазн вместо обучения своих кадров просто использовать инструктора в качестве печатника. Об этой опасности необходимо постоянно помнить продавцу. Полбеды, если его сотрудник просто перейдет в типографию; хуже, если он будет втихую подхалтуривать там по ночам. Отстаивая свои личные интересы, он будет сваливать вину за брак на некачественное оборудование, и рано или поздно спровоцирует конфликт между продавцом и покупателем.

Предварительное обучение

Очень часто заказчик не имеет возможности уделить много времени на обучение своих сотрудников. Бывает, что пришедшая машина должна сразу впрягаться в рабочий процесс, и график ее работы расписан на ближайшее время почти по минутам. Конечно, неплохо бы покупателям нового оборудования перед составлением бизнес-плана почитать настольную книгу всех советских полиграфистов "Положение о техническом обслуживании и ремонте оборудования полиграфических предприятий" (Москва, Книжная палата, 1990), где приведены нормативы на пусконаладку и обучение. Например, монтаж и наладка однокрасочной листовой офсетной машины - 21 день, освоение машины печатником - 15 смен, а если печатник до этого не имел опыта на листовом офсете, эту цифру рекомендовано умножить на 3: Это, конечно, относится в первую очередь к большим машинам, но все равно ясно, что обучение требует немалого времени.

Напрашивающееся решение - провести обучение печатников заранее, чтобы они с первого дня после монтажа смогли начать работать.

Обучение может производиться либо на собственной базе поставщика (в том числе и с выездом за границу), либо в одной из ранее установленных типографий. И тот, и другой подходы имеют свои плюсы. Если обучение проводится "на базе", его можно четко организовать и провести строго по программе. А стажировка в действующей типографии позволяет печатникам увидеть весь процесс выпуска реальных тиражей целиком и позаимствовать всякие маленькие хитрости и приемы работы.

Если у покупателя есть возможность отправить своих печатников на стажировку заранее, это стоит сделать. Надо только спланировать ее срок так, чтобы печатники не растеряли эти знания до прихода оборудования, то есть чтобы перерыв между обучением и началом работы был не более одной-двух недель.

И все-таки мы считаем, что обойтись совсем без обучения на месте невозможно. Наверняка на месте будут другими состав оборудования, технологические цепочки, виды продукции, материалы. Поэтому наиболее рационально совместить обучение с пусконаладочными работами и проводить его на новом оборудовании, купленном вместе с комплектом расходных материалов. Это решает многие проблемы (например, привязку к местному климату, качеству воды, бумаги и т.п.), но только при условии, что комплекс составлен грамотно, расходные материалы подобраны грамотно, программа обучения продумана, а инструктор хорошо знает технологию и не растеряется в нештатной ситуации

Счастливый финал
Рис 3. Счастливый финал

Несколько слов об обучении за границей. Мы сами проходили обучение в США и Германии, и считаем, что оно целесообразно и эффективно лишь для сервисных инженеров, причем тех, которые уже накопили некоторый опыт и у которых накопились вопросы. Возможность задать их в непосредственном общении мастерам фирмы-производителя, имеющим 20-30-летний опыт работы с данными машинами, позволяет за одну-две недели сделать качественный скачок в квалификации. А вот вводное обучение печатника легче и эффективнее проводить в России. В первую очередь это связано с языковым барьером: обычно печатник может общаться за границей только через переводчика, а если переводчик сам не является хорошим специалистом в полиграфии, общение с инструктором вынужденно переходит на язык жестов. По нашему м нению, поездки печатников и технологов за рубеж стоит рассматривать в основном как рекламно-поощрительный момент сделки и не возлагать на них особых надежд в плане обучения. Хотя, конечно, наличие красивых сертификатов, полученных из рук ведущих специалистов производителя, может значительно поднять имидж фирмы в глазах заказчиков.

Как надо делать

Условия проведения обучения

Прежде, чем говорить о содержании и программе обучения, остановимся на подготовке этого процесса. Ниже мы просто дадим небольшую выдержку из положения о пусконаладке, которым мы руководствуемся в своей работе. Может быть, на первый взгляд это покажется маниакальным педантизмом, но, как каждая строчка армейского устава написана кровью, так и за каждым пунктом этого положения стоят реальные проблемы при обучении. Например, нам особо ярко запомнился один запуск в Сибири, который руководители типографии превратили в помпезное событие, с приглашением первых лиц республики. И в то же время на всю пусконаладку трехтонной офсетной печатной машины и десятидневное обучение было закуплено две пачки ксероксной бумаги.

Итак, к началу вводного обучения должны быть выполнены следующие условия:

  • в помещении должны быть закончены ремонтные и отделочные работы;
  • в помещении не должны проводиться никакие другие работы и не должны присутствовать лица, не участвующие в обучении;
  • температура в помещении должна быть в пределах +17...+25 ОС;
  • относительная влажность в пределах 40...80 %;
  • в помещении должно быть хорошее общее освещение (мощность верхних светильников дневного света не менее 15 Вт на 1 кв. м площади помещения);
  • машина должна быть полностью отрегулирована и проверена инструктором посредством печати такого же тиража, как и учебный;
  • претенденты на должность печатника должны быть полностью освобождены от других работ;
  • размер учебного тиража должен быть не менее 1000 листов.
  • В достаточном количестве должны быть заготовлены все необходимые расходные материалы и бумага требуемых сортов;
  • виды и количество расходных материалов и бумаги должны быть согласованы и одобрены инструктором.
Кто будет учить

На больших машинах практикуется выезд на ПНР наладчика-механика, электронщика и инструктора. Стоимость ПНР пропорциональна стоимости машины, и продавцы больших машин могут себе это позволить. Малые комплексы предполагают и малые средства на ПНР, поэтому идеальный для заказчика вариант, если наладчик выступает сразу в трех ипостасях. Но это, конечно, требует от него большого опыта и квалификации.

Недостаточно просто доверять заявлениям фирмы продавца (пусть даже очень крупной и известной), что она имеет профессиональных специалистов. Необходимо лично убедиться в наличии профессиональной технической службы, которая отвечает за обучение персонала и может грамотно выполнять гарантийное и сервисное обслуживание оборудования. Мы рекомендуем покупателю пообщаться непосредственно с теми инженерами, которые будут устанавливать оборудование и обучать печатников.

Для пущей достоверности свяжитесь с теми, кто уже прошел по этой дороге до вас и купил оборудование у вашего поставщика раньше. Получите отзывы о технической службе продавца. Не лишним будет узнать фамилии инженеров, чья работа понравилась покупателям. В последнее время по известным причинам во многих фирмах произошли большие кадровые изменения, и может оказаться, что эти специалисты уже давно работают в других местах.

Наладчик в роли лектора
Рис 4. Наладчик в роли лектора

Регламент обучения и контроль результата

Первый вопрос, на который должен ответить для себя покупатель - это за что он платит: за процесс или за результат?

На самом деле вводное обучение как процесс, когда оплачивается определенное количество рабочих часов инструктора, вполне имеет право на существование. У такого подхода очевидные преимущества: легко контролируется факт выполнения работы, легко обосновать стоимость. Инструктор, не связанный жесткой программой, может построить обучение, исходя из имеющейся квалификации обучаемого, и не рассказывать, например, опытному печатнику азы настройки самонаклада, а уделить больше времени особенностям машины. Но такой вариант возможен только при условии, что продавец и покупатель хорошо знают друг друга и полностью доверяют, что встречается крайне редко. Такой подход может привести к конфликтам, причем иногда самым неожиданным образом. Например, один из наших клиентов несколько лет назад приобрел цветоделитель-цветокорректор Crossfield и для подстраховки заложил в контракте 30 дней обучения. Приехавший из-за рубежа инструктор основательно взялся за дело, но уже через несколько дней перешел к методу "повторение - мать учения", причем объяснял в основном теорию цветовосприятия, потому что на практику было жалко пленки. Только тут в типографии поняли, в какую ловушку себя загнали. Закрывать контракт инструктор категорически отказывался, ему за пребывание в России шли командировочные с бешеными коэффициентами, а покупатель не мог начать эксплуатацию до окончания обучения, потому что он при этом лишался гарантии.

Другой подход состоит в том, что покупатель платит за результат, то есть за умение печатника работать самостоятельно. Здесь встает вопрос контроля обучения. По сути, обучение работе на печатной машине имеет много общего с обучением вождению автомобиля. В случае с вождением в качественном результате заинтересованы другие участники движения, а проверку от их имени выполняет автоинспекция. В типографии в результате обучения заинтересованы ее руководители, и лучшим вариантом будет, если при обучении или хотя бы при печати учебного тиража будет лично присутствовать кто-либо из технического руководства. Однако нередко нам приходилось сталкиваться с таким мнением руководителей, что обучающий инструктор должен сам в конце устроить нечто вроде экзамена для печатников. Очевидно, что инструктор не сможет объективно оценить результаты своего собственного труда и получает широкие возможности для халтуры. С другой стороны, такой подход чрев ат неприятностя ми и для продавца. Покупатель вполне может заявить: "Вы продали нам машину, обучили наш персонал и сами подтвердили, что он все усвоил; поэтому весь наш брак не оттого, что мы не умеем работать, а оттого, что вы нас не научили. Так что, будьте добры, приезжайте и все за нас перепечатывайте".

По нашему мнению, на этапе согласования контракта должны быть строго сформулированы все моменты, связанные с обучением: что считать результатом, в каком объеме проводится обучение и как принимается работа.

Обучение идеальное

Сначала абстрагируемся от действительности и попробуем нарисовать картину идеального обучения. Для покупателя идеальным будет такое обучение, после которого его персонал может обеспечить максимальное качество печати на всех видах продукции, для которых предназначена данная машина.

Даже сама постановка задачи уже представляет некоторую трудность. Во-первых, должно быть известно, какое максимальное качество может обеспечивать эта машина, причем это должно быть выражено в количественных критериях, поддающихся объективному контролю. Во-вторых, требует точного определения выражение "все виды продукции".

Продолжаем абстрагироваться и предполагаем, что эти проблемы так или иначе решены. Следующие трудности будут связаны с описанием критериев результата. Они также должны быть объективными и количественными. Нам представляется, что оценка результата обучения должна базироваться на печати учебного тиража. С точки зрения покупателя идеальными критериями приобретенного печатником мастерства могут служить следующие параметры:

  • время подготовки машины к печати из положения ночного простоя;
  • время закладки бумаги и настройки на формат;
  • время установки форм и приводки;
  • количество листов, использованных на приводку;
  • достигнутая точность приводки по полю листа;
  • время настройки насыщенности краски и количество использованных листов;
  • максимальное отклонение насыщенности краски по ширине листа после приладки;
  • максимальное отклонение насыщенности краски в пределах тиража;
  • количество остановок печати во время тиража;
  • время смены краски и подготовки второго прогона;
  • достигнутая точность приводки при двух прогонах;
  • относительная доля листов с несовмещением на двух прогонах, превышающим допустимое;
  • относительная доля забракованных листов после двух прогонов (слипшиеся, с отмарыванием, с замятиями, с марашками и т.п.).

Предположим, что продавец и покупатель нашли общий язык, договорились о критериях обучения и конкретных цифрах и записали их в договоре. Однако, как известно, бумага все терпит, а надо еще все это реализовать на практике. Здесь основные сложности состоят в том, что перечисленные выше параметры зависят не только от мастерства, старания и доброй воли всех участников.

Во-первых, они могут оказаться недостижимы потому, что машина находится не в лучшем состоянии (не отрегулирована должным образом, или, например, пришли в негодность валики или офсетное полотно).
Во-вторых, хотя и говорится, что битьем можно и зайца научить на гармошке играть, с печатниками дело обстоит гораздо хуже - многим людям просто не дано печатать цвет, и тут уж ничего не поделаешь.

Заранее избежать этих ситуаций, к сожалению, нельзя. Но, по крайней мере, есть простой способ показать, что с машиной все в порядке, а дело только в печатнике: прежде, чем начинать обучение, инструктор должен сам отпечатать такой же тираж, выдержав все критерии качества. (Считаем само собой разумеющимся, что инструктор - ас печати).

А что делать, если даже ас-инструктор на идеально отрегулированной новой машине не может достичь заданных параметров? Не исключено, что они были неправильно заданы и заведомо превышают возможности данной машины. А возможно, что причина в некачественной бумаге, плохой краске, плохих формах, резком изменении климата или еще в чем-то постороннем. Поэтому крайне желательно, чтобы процесс обучения контролировала третья сторона в роли независимого арбитра. Ее мнение будет решающим в спорных ситуациях. Естественно, в качестве такого арбитра может выступать только фирма или лицо, чьи компетентность и авторитет признаны и продавцом, и покупателем.

Итак, организовать идеальное обучение в принципе возможно. Для этого необходимы следующие условия:

  • продуманная программа обучения и система оценки результатов,
  • достаточно высокая квалификация инструктора,
  • готовность покупателя затратить достаточное количество времени и материалов,
  • наличие компетентного наблюдателя-арбитра.
Обучение реальное (наш подход)

Есть много причин, по которым обучение редко строится по такой идеальной схеме. Чаще всего продавец не готов взять на себя ответственность за результат печати, тем более, когда печать будет выполняться чужими руками, а покупатель не готов заплатить за достаточно продолжительное обучение и еще за бумагу, краску, формы, за услуги фирмы-консультанта. Поэтому на практике обучение проходит по упрощенной схеме, а конечная цель формулируется несколько иначе: печатник должен освоить органы управления машины, порядок ее эксплуатации и обслуживания. Подразумевается, что качественно и быстро печатать он научится сам по мере накопления практического опыта. Тем не менее и такое обучение надо стремиться приблизить к идеальной схеме.

В большинстве случаев в своей работе мы используем следующий подход. Программа обучения строится на руководстве оператора, которым в обязательном порядке снабжена любая печатная машина, то есть в том объеме, который сам производитель считает достаточным для работы на ней. В ходе обучения инструктор руководствуется так называемым "контрольным листом" - подробным перечнем вопросов, которые он обязан объяснить печатнику и разобрать на практике. Вопросы достаточно детализированы, например, отдельным пунктом может присутствовать "переключение автомата бокового равнения на другую сторону при работе с оборотом". Каждый отдельный пункт инструктор разбирает с печатником столько времени, сколько тому требуется для полного уяснения. Но, когда у печатника иссякли вопросы по данному пункту, он должен в соседней графе поставить свою подпись, означающую, что о н все понял. И так по всей программе обучения. Кроме того, этот контрольный лист подписывает начальник производства или мастер, подтверждая тем самым, что теперь он знает, чего можно требовать от печатника. Разумеется, для этого он должен быть свидетелем процесса обучения и лично видеть его результаты. Таким образом, результатом такого обучения становится понимание печатником способов и приемов управления данной конкретной машиной. Что немаловажно, этот результат документально зафиксирован в контрольном листе.

Разбор причины дефекта
Рис 5. Разбор причины дефекта

Кроме ознакомления с устройством машины и органами управления печатник в очень сжатые сроки должен получить конкретные практические навыки, которые потом позволят ему самостоятельно решать новые проблемы, которые будут на других тиражах.

Программа должна включать:

  • Практикум по всем настройкам машины, как они описаны в руководстве.
  • Практикум печати на специально подготовленных формах, позволяющих отдельно потренироваться в совмещении, регулировке баланса, регулировке цвета, многократных прогонах и т.п. Для этого не годятся фотоформы реальных тиражей заказчика, потому что на них могут встретиться сразу все проблемы, или, наоборот, одна побочная, но которая оттянет на себя все время и внимание.
  • Разбор сложных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе работы (броски бумаги, эмульгирование краски, тенение, марашки и т.п.) и рекомендации по их преодолению.

Для этих целей должно быть подготовлено достаточное количество бумаги и расходных материалов. Идеальный случай, когда на растущую гору макулатуры просто не обращают внимания. Это помогает раскрепостить печатника и выработать уверенность в своих действиях. В противном случае, если все вокруг будут трястись над каждым испорченным листом при печати пробных тиражей, печатник не сможет сосредоточиться на процессе печатания. Для экономии можно один и тот же лист гонять по несколько раз, по разному его ориентируя. И лишь в конце обучения можно отпечатать показательный тираж, который покажет способности печатника. Об этом поподробнее.

Печать учебного тиража

Очень важный этап, без которого нельзя обойтись. Но необходимо заранее договориться, для чего мы это делаем. Можно, конечно, рассматривать учебный тираж как генеральную проверку знаний и умений печатника, а его качество - как результат обучения. Но для этого, как мы писали выше, необходимо сначала разработать систему объективных критериев, по которым будет оцениваться качество печати и качество работы, а здесь одни сплошные подводные камни. Например, мы закладываем требование: "совмещение 0,1 мм по всему полю должно быть достигнуто печатником не более чем через 100 приладочных листов". Вроде бы ничего особенного, но ведь совмещение зависит не только от искусства печатника, но и от свойств бумаги. Значит, придется заодно оговаривать еще сорт и плотность бумаги, на которой будем печатать. А где и, главное, на что купить импортную меловку заданного сорта, например, в Якутске?

Итак, рассматривать учебный тираж как критерий достижения результата обучения можно, но осторожно: выполнение всех условий, которыми будет обставлен такой договор, может оказаться невозможным для обеих сторон, причем не из-за недостатка квалификации, а просто организационно. Делать это следует только в особо ответственных и сложных случаях, например, когда комплекс поставляется несколькими фирмами и трудно найти крайнего, виноватого в плохом качестве.

Обычно же учебный тираж печатается с двумя простыми целями: во-первых, дать возможность печатнику самому выполнить работу от начала до конца в присутствии инструктора и, во-вторых, зафиксировать факт, что после вводного обучения данный печатник на данной машине может самостоятельно печатать вот с таким качеством.

Что печатать

К подбору картинки для печати нужно подходить максимально чутко и в первую очередь с психологических позиций. Как правило, персонал типографии связывает с первым самостоятельным тиражом большие личные надежды - и имеет на это полное право: ведь они заплатили за все это большие деньги! Директор типографии спит и видит, как он со свежими оттисками полетит по городу утирать носы конкурентам, новоиспеченные печатники мечтают показать свое творение домашним, остальные сотрудники тоже щедро одарят всех знакомых и незнакомых, и в результате через день эти листки будут встречаться в городе на каждом углу. Но это будет всего лишь первый, учебный тираж, который наверняка будет далек от совершенства и по стабильности краски, и по приводкам. Поэтому, во-первых, надо выбрать такую картинку, которая не "упадет" из-за небольшого нарушения приладки или неравномерности краски. И, во-вторых, она должна органично смотреться везде - и в пафосно о формленном кабинете мэра, и на окошке кассы в магазине, и дома на стене сортира. Это очень непростая задача, из чего следует, что пленки для учебной печати инструктор должен возить с собой, а готовить их должны высококвалифицированные дизайнеры.

Не менее важны вопросы, чем печатать и на чем печатать. Какой бы хорошей ни была машина, и как бы ни старался печатник, красиво напечатать полноцветную картинку на бумаге "офсет #1" невозможно. И пусть даже с технической точки зрения все отпечатано идеально, общее впечатление от оттиска будет настолько тоскливым, что вместо радости от покупки новой современной техники у всех будет глубокое разочарование. А несколько листов обязательно попадут в конкурирующие типографии и станут в их руках грозным антирекламным оружием. Но руководство типографии, как правило, морально не готово перевести несколько тысяч листов хорошей импортной мелованной бумаги в заведомую макулатуру. Поэтому еще на этапе согласования условий обучения нужно записать, что покупатель обязуется предоставить 2000-3000 листов бумаги такого-то сорта, такой-то плотности, а также формы, краски, реактивы строго оговоренного типа для целей пусконаладки и печати учебного тиража.

Кстати, по нашему опыту, очень неплохой компромисс между качеством печати и затратами на бумагу достигается при использовании этикеточной бумаги плотностью 65-75 г/кв.м. Конечно, она несколько капризнее в печати, чем Galerie Art gloss 150 г/кв.м, но, с другой стороны, учиться надо в первую очередь на ней, потому что в нынешние времена именно этикетка и станет для типографии, вероятнее всего, основным хлебом.

Первый тираж глазами министра
Рис 6. Первый тираж глазами министра

Однако красивые оттиски - только побочная цель учебной печати. Главное - дать возможность печатнику приноровиться к машине и попрактиковаться в основных элементах процесса печати: настройка на формат, приладка, регулировка краски, поддержание баланса, печать в несколько прогонов, печать с оборотом. И лучше, если он сразу будет учиться делать это грамотно, по-современному, с использованием и визуальных, и аппаратных средств контроля. Поэтому кроме красивой картинки учебные формы обязательно должны содержать достаточное количество приводочных меток и полный набор технологических полей: для замера плотностей красок денситометром, для контроля растискивания, баланса серого, индикаторы двоения и скольжения, поля контроля формного процесса: Очень важно, чтобы инструктор на практике показал и объяснил, для чего служит каждое поле, как оно работает и как пользоваться шкалами. Практика показывает, что печатники очень консервативны, и, если при вводном обучении им показали, что контролировать плотность краски можно по смазыванию ее пальцем, они так и будут годами ее смазывать, несмотря на то, что у технолога в столе ржавеет денситометр.

Обучение сервисному обслуживанию машины

Этому следует обучать, не скрывая технической информации. Опасность не заработать в будущем на сервисных услугах - мнимая. Хорошая сервисная служба должна зарабатывать не на элементарных рутинных операциях, которые запрещается делать заказчику под страхом снятия с гарантии, а на решении нестандартных проблем. Если сервисная служба умеет делать это, она без работы не останется, потому что полиграфия изобилует такими проблемами на каждом шагу.

Как правило, хорошая печатная машина сопровождается и хорошим руководством, в котором описаны все регламентные и регулировочные операции, которые должен делать персонал типографии. Руководство по сервису может быть как отдельной книгой, так и разделом общего руководства по эксплуатации.

Даже работа масленкой требует знаний
Рис 7. Даже работа масленкой требует знаний

Знание внутреннего устройства машины и умение самостоятельно ее регулировать особенно важно в типографиях, удаленных от сервисных центров. В нашей стране есть города, до которых из Москвы порой нельзя добраться быстрее, чем за 3-4 дня, а решать проблемы обычно необходимо сразу, не останавливая производство. Поэтому во время обучения нужно обязательно отвести по крайней мере один-два дня на ознакомление с узлами машины, их устройством, приемами разборки, проверки и регулировки. Не обязательно этот мини-курс по обслуживанию должен проходить печатник. Лучше, если это будет механик. Однако в маленьких типографиях зачастую весь штат состоит из печатника да директора. Если директор - технически подкованный человек, тогда именно он должен изучать машину. Печатники имеют свойство увольняться, и лучше, чтобы с ними не уходили секреты обслуживания и ремонта.

Отдельная печальная тема - это ремонт электроники. Парадокс, но в нашей стране, где каждый второй закончил физтех и строил "Буран", некому починить сломавшийся тумблер на печатной машине. Специалистов по электронике полно, и оборудования хватает, но они почему-то друг друга не находят. И блок микропроцессорного управления ремонтирует дядя Вася из ОГМ, который в 52-м году закончил двухнедельный курс монтеров-электриков. Одному из нас недавно довелось налаживать б/у машину с нумератором. Долго не удавалось понять, почему не включается нумерация - все датчики работают, соленоиды исправны, реле срабатывают: У прежнего владельца нумератор не использовался, зато была установлена дополнительная лампочка подсветки на приемке. Для нее понадобился выключатель. Тамошние кулибины не стали мудрить, просто оторвали весь жгут кабелей от панели управления нумерацией и кинули провода от лампочки на ее выключатель. Таких примеров варварского вм ешательства в машину у нас накопилось много. Поэтому мы пришли к выводу, что лучше, когда электронные узлы являются заповедной зоной, доступной только сервис-инженерам.

Электрика современной печатной машины
Рис 8. Электрика современной печатной машины

Самообразование

Хотя вводное обучение занимает несколько дней, высокая квалификация приобретается годами. Причем не сама собой: печатник должен иметь пытливый ум, а руководство должно создать ему необходимые условия для роста: снабдить книгами, обеспечить подписку на полиграфическую периодику, доступ в Интернет, связь с сервисной службой.

Из книг мы можем рекомендовать, во-первых, классику: "Офсетная печать: проблемы практической работы" Петера Мюллера, вышедшую в 1987 году в издательстве "Книга". Правда, нужно правильно относиться к тому, что в ней написано. Это отнюдь не Священное Писание; многое относится только к большим машинам типа Планеты или вообще устарело. Например, если плохо держат захваты выводного устройства, не надо сразу бросаться подклеивать на них картонные накладки - лучше их просто отрегулировать. Тем не менее эта книга дает очень много для понимания сложных взаимосвязей между состоянием оборудования, свойствами материалов и качеством печати. Довольно много полезного есть и в книге В.Валенски "Бумага плюс печать", выпущенной "Дубль-В" в 1996 году. К сожалению, нам не известны другие книги, посвященные современной технологии офсетной печати. Много статей, посвященных практике офсетной печати, можно найти в периодических журналах: Курсив, Пол играфия, Паблиш, Компьюарт.

Все более значимым источником информации для полиграфистов становится Интернет, причем его русскоязычная часть, на наш взгляд, стала даже более содержательной, чем английская. Для начала поиска рекомендуем адрес www.print.ru. Кроме того, приглашаем читателей на наши личные сайты (этот и http://user.transit.ru/~shir/print ), где мы понемногу собираем различную технологическую информацию и помещаем ранее опубликованные статьи.

Ширенов Дмитрий, Шарифуллин Марсель
май, 1999 г.

«КомпьюАрт» #7 за 1999 г.


 НХХ – новое сочетание в малом офсете Цифровая печать – панацея или фетиш? 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин