На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Учитель, научи ученика, чтоб было у кого учиться. Как «маленький» офсет вырос, окреп и дал бой «большому» (1 часть)

История малого офсета как взаимодействие экономики и техники

Как известно, в своем большинстве полиграфисты достаточно консервативны. Известны случаи, когда эта консервативность играла с ними злые шутки. Одним из таких моментов, например, явилось долгое неприятие профессионалами малоформатного офсетного оборудования.

Поначалу для этого были весьма серьезные основания. Существовавшие раньше малоформатные машины (Rotoprint, Romayor, Heidelberg TOK и т.п.) не отличались высокими потребительскими качествами. Большой перерасход краски и бумаги, очень малая производительность и не выдерживающее никакой критики качество печати не позволяли пользователям относиться к ним всерьез. Маленькие машины с успехом использовались лишь для производства простой черно-белой продукции. Печатание же цвета на них было проблемой, даже несмотря на то, что некоторые машины имели необходимые для этого атрибуты (отдельный стол равнения, раздельное увлажнение и т.п.). Конечно, исключение были, некоторым мастерам удавалось выжать из этих машин цветную печать приемлемого качество, но, к сожалению, эти случаи не делали правила. О пренебрежительном отношении к маленьким машинам говорило даже то, что одно время даже сам термин “малоформатные” употреблялся для большой группы машин, работающие с листами, шириной чуть ли не до 72 см. Кстати терминология в этом плане не устоялась до сих пор, и поэтому для определенности в рамках этой статьи просим понимать под термином “малоформатные машины” оборудование, работающие с листами до 52х40 см.

Ломка стереотипов начала происходить только в начале 70-х годов, когда появились первые машины для качественной печати Heidelberg GTO, имеющие какой-то непонятный формат 52 х 36 см. Поначалу народ принял эти машины в штыки, опытные печатники просто надрывали животы от смеха, глядя на эти “игрушки” с высоты своих С-Офсетов и Планет. Специалисты, которых переводили на такие машины, считали себя незаслуженно обиженными и отлученными от профессиональной полиграфии. Но время шло, и руководители типографий с традиционно большим печатным оборудованием вдруг начали замечать, что у их соседей, которые рискнули приобрести маленькие машины дела идут лучше. Последние превосходили их по качеству печати, скорости обработки небольших тиражей и цене продукции. Только тут до многих начало доходить, что догматизм в бизнесе не лучший советчик. Оказалось, что если во главу угла ставить не только технические возможности машин, а их совокупность с экономическими факторами, то малые машины вовсе не так уж и плохи. Неважно, что большие машины имели большую производительность и общественную поддержку, малый офсет превзошел их с другой стороны. Он был ориентирован на небольшие тиражи, в 1000-5000 экз., которых даже тогда было предостаточно, и которые было экономически невыгодно производить на больших машинах. Новые машины занимали мало места в типографии, стоили значительно дешевле своих более габаритных собратьев и т.п.

GTO-52 основатель нового формата
Рис 1. GTO-52 основатель нового формата

В конце концов жизнь расставила все по своим местам, серия машин GTO-52 оказалась одной из самых удачных разработок немецкого производителя. Машины оказались самыми большими долгожителями среди серийно выпускаемых печатных машин и производятся уже почти три десятилетия до сих пор без существенных изменений в конструкции. Общее количество изготовленных печатных секций GTO уже превысило 85 тысяч. Модель настолько нравились потребителям, что даже сам производитель, видимо решив, что дело сделано, остановился на этом и не форсировал другие свои разработки в малом формате.

Но развитие малоформатного оборудования только начиналось. В новый сегмент рынка включались все новые и новые производители. Последователями Heidelberg стали Roland, выпустившая серию печатных машин Practica 00, и Komori с ее машиной Lithron 20. Активность начали проявлять американские (ABDick, Multigraphics, Davidson, ATF Chief) и японские (Ryobi, Hamada, Toko и т.д.) производители. Эти фирмы, сначала работая на внутренний рынок, затем расширяли географию поставок на другие страны и континенты. Не отягощенные конструкторскими штампами, они постепенно начали перехватывать лидерство в производстве малых машин. На Западе малоформатное оборудование становилось популярным. Сам класс малоформатного оборудования постепенно разрастался и сегментировался, создавая внутри себя новые виды специализированных машин.

Новые лидеры, пошли дальше немецкого предшественника, и начали производить оборудование еще меньшего формата, появились машины с портретной подачей бумаги с форматом листа 34 х 45 см. Отличительной чертой новых машин было то, что они не были универсальными, а предназначались под выпуск определенных видов продукции. Некоторые специализированные машины были предназначены для работы только с простой визитно-бланочной продукцией, другие “заточены” для печатания конвертов, третьи - для печати цветной продукции бизнес класса, четвертые - для качественной цветной печати и так далее. Главными критериями, которые двигали их создателями, были экономические показатели. Машины предназначались для зарабатывания денег, причем каждая серия, каждый класс машин оптимально производил определенную группу продукции. Машины имели надежную конструкцию, высокие эксплуатационные показатели (скорость, малые затраты времени на вспомогательные операции) и минимальную стоимость.

И опять повторилась прежняя ситуация с отторжением нового, но теперь над маленькими машинами хохотали уже владельцы более универсальных GTO. Печатники, которых приходилось переучивать после GTO на ABDick и Ryobi, называли новые машины не иначе, как игрушками, а валики красочного аппарата сравнивали с карандашами. Но смех и издевки продолжались как правило лишь до тех пор, пока они не начали работать на новой технике и получать первую прибыль. Поначалу профессионалы-полиграфисты недоумевали, почему машины без бокового равнения листов и подачей увлажнения через увлажняющий аппарат, вдвое меньше чем Romayor, не способные печатать цветную продукцию, стоят в два раза дороже последних? Позже приходило понимание того, что новое оборудование действительно во много раз лучше старого, так как оно было построено на другой идеологии – идеологии получения прибыли. В частности, проводка бумаги узкой стороной вперед, отсутствие механизма равнения, контактных колец между цилиндрами, интегрированное в красочный аппарат увлажнение оказались вовсе не недостатками, а, наоборот, преимуществами при печати штриховой продукции в 1-2 краски. Малые машины могли рентабельно работать с тиражами от 200 листов и выдавать готовую продукцию уже через считанные минуты после изготовления печатных форм. Не тратилась бумага в макулатуру, за счет оперативности владельцы могли плотнее загрузить оборудование заказами, можно было повышать цену на продукцию за срочность. Кстати, изменились и сами формы: кроме металлических, на малоформатных машинах начали находить применение серебросодержащие и электростатические материалы на полиэфирной или бумажной основе. Процесс изготовления которых проходил за считанные минуты на специализированных аппаратах или обычных лазерных принтерах. Новая технология пришла взамен не производительному и опасному для персонала ручному поливу металлических пластин или селеновых пластин.

Специализированные маленькие машины
Рис 2. Специализированные печатные машины для печати книг, формуляров, конвертов.

Появились специализированные маленькие машины для надпечатки конвертов, с устройствами загрузки заготовок и приемки конвертов на ходу; машины для печати непрерывных формуляров на перфорированной бумаге; машины для печати черно-белой книжной продукции маленькими тиражами. Последние печатали по схеме 1+1 “резина к резине” и имели устройства автоматической смены полиэфирных или металлических форм. В такую машину (например, Ryobi 3200PМХ) печатник просто загружал стопку форм и указывал необходимый тираж. Дальнейшей его заботой была только загрузка бумаги и контроль готовой продукции, машина сама отрабатывала заказ и вовремя меняла печатные формы. Путем довески на однокрасочную малоформатную машину дополнительной красочной секции эти машины легко превращались в двухкрасочные. Хотя такая печать с двух формных цилиндров на один офсетный и не позволяла печатать цветную продукцию (при перекрытии участков с разным цветом, краска мигрировала с одной секции на другу, загрязняя красочный аппарат), но визитки и бланки в две или четыре краски шли на ура.

Впрочем, машины с портретной подачей не долго довольствовались простой штриховой продукцией. Следующая их разновидность содержала уже отдельные столы равнения, механизмы микрометрической приводки на ходу, независимое спиртовое увлажнение, и была предназначена для печати цветной продукции бизнес класса. Эти машины начали вытеснять большие машины из сферы производства цветной печатной продукции малыми и средними тиражами (до 10-20 тыс. экз.). Параллельно идущие процессы внедрения компьютеров в допечатные области и появление новых малоформатных машин спровоцировали настоящий бум оперативной полиграфии в мире. Ситуация стала походить на историю курицы и яйца. Растущий спрос на качественную продукцию малыми тиражами толкал производителей все более совершенствовать малоформатное оборудование. Оборудование с новыми возможностями, в свою очередь, было способно печатать новую продукцию (например, полноцветные визитки или приглашения) и порождало новые потребности у людей. Увлечение малым форматом начало даже приобретать крайности. Появились настольные офсетные машины с форматом печатного поля А4 и меньше, совсем крошечные аппараты для печати кредитных карточек на пластике. Причем, последние, несмотря на свои скромные габариты, имели все необходимое для решения своих задач, вплоть до УФ сушки.

До поры до времени производители крупноформатного оборудования поглядывали на мелочь, хоть уже и не со смехом (новая техника доказала свое право на существование), но еще и без опаски. Полиграфическая отрасль бурно развивалась, и места хватало всем, большие машины, не прижившись в неожиданно возникшем секторе оперативной полиграфии, подвинулись, но вполне уверенно себя чувствовали в больших государственных типографиях, специализирующихся на печати книжно-журнальной продукции и производстве плакатов и этикеток, большими тиражами. Малоформатная техника пока сюда не лезла. Сложилось ситуация обманчивого равновесия, успокоенные этим крупные производители Heidelberg, Roland, Komori остановились на своих первых малоформатных машинах и не форсировали работу своих КБ в этом направлении. Другие монстры – КВА, Akyama и Mitsubishi – вообще оставили этот сегмент без внимания. Развиваться в прежнем темпе продолжали только некоторые японские производители, которые выпускали одну серию машин за другой. Например, Ryobi Limited решила проблему надежности, приобретя патенты основных производителей металла и усовершенствовав технологию сборки и конструирования. В результате создавались все новые машины, которые по своей надежности и скорости работы все ближе и ближе подбиралась к лучшим крупноформатным машинам известных производителей. Серию Ryobi 480 сменила 500 серия, которая в свою очередь уступила место 510-ым машинами. Появились совсем новые одно, двух, трех (работающие по схеме 2+1) и четырех красочные машины 520 серии с форматом листа 37х52 см.

Начинались 90-тые годы, которые принесли новые веяния в полиграфию. Падение величины тиражей и увеличению номенклатуры продукции выразились в устойчивую тенденцию. Появилась потребность в быстром изготовлении продукции, появились даже новые термины “печать по требованию”, “печать по запросу” и т.п. Полиграфия перестала быть уделом государственных организаций, в нее вовлекались все больше и больше частных предпринимателей, которые не могли довольствоваться только оперативной полиграфией. Малоформатная техника начала вторгаться в область большой качественной полиграфии. Этому способствовала ситуация, когда на большое оборудование у новых предпринимателей не хватало денег, а существующее маленькое не удовлетворяло их по качеству и производительности. Говоря известным языком, сложилась типичная революционная ситуация, низы не могли, а верхи не хотели. Образовавшую нишу ринулись заполнять те производители, которые раньше недооценивали серьезность этого рынка. Heidelberg начал производить дупликаторы для простой продукции QM-46 и спустил модельный ряд своих новых машин для высококачественной печати Speedmaster до малого формата (SM-52), за ним последовали другие производители, ранее специализировавшиеся только на больших машинах: Shinohara (серия Shinohara 52), Sacuray (серия Oliver 520). Другой японский производитель малоформатного оборудования Hamada, вслед за Ryobi начал усиленно работать над многосекционными машинами. Как показала практика, все эти фирмы не ошиблись в выборе стратегии. Результаты не замедлили сказаться. Уже к середине 90 годов малоформатные машины стали любимыми покупками производителей коммерческой печатной продукцией. Выставка Drupa-95 явилась своего рода экзаменом для производителей, и если некоторые из них резко рванули вперед, то другие начали терять завоеванные позиции.

В результате усилий конструкторов появился совсем новый класс малоформатного оборудования – высококачественные многосекционные печатные машины с встроенными системами ИК или УФ лакирования, с максимальной автоматизацией рабочих операций. Эти машины, которые трудно назвать маленькими, с массивной (весом до 15 т.) и надежной конструкцией, воплотили в себе все последние достижения электроники и машиностроения. Они способные работать на предельных скоростях для листовых машин, уже начали успешно конкурировать с современными большеформатными коллегами. Благодаря им (в первую очередь Heidelberg SM-52 и Ryobi 524-526НХХ), теперь уже ни у кого из специалистов язык не поворачивается сказать, что малоформатная машина – это не серьезно.

Современное техническое и маркетинговое состояние “малого офсета”

 

После бравурного вступления, о триумфальном шествии малоформатных машин, мы хотели бы рассказать вам о том, чем же хороши эти машины. Почему за последнее десятилетие их развитие было столь бурным? Главным на наш взгляд является то, что это оборудование построено по новой концепции, в основу которой положена совокупность технических и экономических показателей: качество, надежность, эффективность и рентабельность производства.

Про современные малоформатные оборудование трудно говорить как о чем-то едином, само это понятие включает в себя огромное множество печатных машин, которые различаются между собой по своим функциональным возможностям и областям применения. Для удобства рассмотрения, разделим машины на несколько укрупненных классов:

  • для печати простой бланочно-визиточной продукции,
  • доступные машины для цветной печати бизнес класса,
  • для качественной цветной печати малыми и средними тиражами,
  • современные производительные машины с высшим качеством печати,
и рассмотрим каждый из этих классов по отдельности.

Дупликаторы

Дупликаторы
Рис 3. Дупликаторы (Hamada 600, ABDick 9910, Ryobi 3200, Rotoprint, Heidelberg QM-46)

Свой обзор начнем с машин, предназначенных для визитно-бланочной продукции. Эти машины (Ryobi 27-32 серия, Heidelberg QM-46, Toko, ABDick 99 серия, Hamada 600, AM Multigraphics, Toko, Doosan и т.п.) в основном имеют вертикальную проводку бумаги. Портретная подача позволяет вдвое уменьшить габариты и вес машин. Такая компактность - совсем не лишняя для коммерческих предприятий, зачастую арендующих помещения в подвальных помещениях или на верхних этажах зданий.

На этих машинах, далее по тексту дупликаторах, применяется автоматическая установка натиска в печатной секции, что дает возможность приладиться на офсетной бумаге и затем без перестройки машины продолжить печать тиража на бумаге плотностью до 300 г, причем он будет отпечатан с нормальным натиском без повреждения офсетного полотна. Устройство этого механизма простое (а значит, надежное): формный и печатный цилиндры закреплены относительно офсетного не жестко, а прижимаются подпружиненными рычагами. На некоторых моделях это проявляется даже внешне: на холостом ходу верхняя секция машины - красочный аппарат и формный цилиндр - “кивает” на каждом обороте. Кроме облегчения настройки, этот механизм еще и защищает машину. На машинах с жестким креплением цилиндров даже простое попадание под натиск смятого листа приводит к фатальному повреждению офсетного полотна, а дупликаторы безболезненно переносят проход даже пачки из 10-20 листов. При хроническом аврале, характерном для хорошо загруженных печатных салонов, такие случаи – не редкость. (Были даже случаи, когда в печатную секцию проходила стапельная доска из оргалита - и ничего.)

Оперативность при коротких тиражах сильно зависит от времени смены краски. На дупликаторах эта операция занимает примерно 1-2 минуты. У многих моделей валики увлажняющего аппарата не имеют матерчатых чехлов, чаще всего применяются спиртовая независимая или интегрированная система увлажнения. Смываются такие валики совместно со смывкой красочного аппарата. Смена форм производится вручную, но также занимает немного времени. Если используются формы на бумажной или полимерной основе, их зажимают только по переднему краю, а “хвост” удерживается на формном цилиндре только за счет прилипания к влажной поверхности. Такое крепление занимает считанные секунды. Металлические формы крепятся традиционно, на “гребенке” по переднему и заднему краю.

Особого обсуждения заслуживает система подачи листов. На многих простых дупликаторах отсутствует автомат бокового равнения: лист после подающих присосов попадает сразу в клапан печатного цилиндра. Ограничение возможностей при такой подаче очевидно: достичь хорошего совмещения оттисков на нескольких прогонах можно только при очень хорошей подрезке бумаги и ровной укладке стопы. Поэтому нецелесообразно пытаться делать на этих машинах полноцветную продукцию, требующую точности совмещения не хуже 0,1 мм. Но зато машина легко настраивается на любой формат, и можно печатать даже на отдельных визитках 5х9 см (хотя это и редко требуется). На этих машинах можно печатать на конвертах, готовых папках, сфальцованных листах.

Конструкция машин рассчитана на работу в жестких условиях эксплуатации, “на износ”. В ней сравнительно мало механических регулировок. Например, все валики раскатной группы красочного аппарата лежат друг на друге под собственным весом. Поэтому небольшие изменения диаметров валиков, неизбежные при длительной эксплуатации, практически не сказываются на качестве раската. Многие параметры задаются пружинами (в частности, давление между увлажняющими валиками, натяжение цепей выводного устройства и подъема стола); благодаря этому также достигается “саморегулирование” машины. Важная особенность конструкции современных дупликаторов - обилие электроники. На нее возложены в первую очередь функции безопасности: защита, как печатника, так и самой машины от возможных повреждений. Стоит листу не попасть вовремя в зону одного из датчиков или задержаться там на мгновение дольше - и машина останавливается. Поэтому очень редки случаи, когда лист попадает в валики красочного аппарата. (Печатники знают, что такой казус парализует работу минимум на полчаса - приходится разбирать раскатную группу и снимать обрывки вручную, а затем полностью смывать краску). Некоторые машины (Heidelberg QM-46, Ryobi 3200) имеют ряд автоматических систем (смена форм, смывка офсетного полотна и т.п.), которые на первый взгляд кажутся даже избыточными. Но на самом деле, дополнительная стоимость оборудования, вызванная этими “излишествами” с лихвой окупается оперативностью работы и более высокой стабильностью и качеством печатной продукции.

Простые машины для печати цветной продукции

К следующей группе отнесем машины (Ryobi 33 серия; Hamada 34, С-серия; ABDick Ruby 3500) которые, также имея минимальные габариты и стоимость, уже дают возможность печати цветной продукции. (СНОСКА: Собственно уже упоминавшийся ранее Romayor также может печатать цвет, известны случаи, когда он вполне уверенно справляется с такими задачами, но во-первых это нельзя сказать обо всех машинах этой марки, а во-вторых, по оперативности, рентабельности, затратам времени и бумаги он будет значительно уступать современным машинам.) Эти машины просты и удобны в управлении и максимально приспособлены для оперативной работы. Двухкрасочные модели выполнены по оптимальной планетарной схеме, за счет чего достигается компактность машины, и гарантируется точное совмещения между секциями (в процессе печати отсутствует перехват бумаги).

Простые машины для печати цветной продукции
Рис 4. Простые машины для печати цветной продукции (Hamada 234, Ryobi 3302M, ABDick Ruby3500)

Для регулировки совмещения красочных оттисков машины имеют микрометрические приводочные механизмы с ручками-индикаторами, выведенные на лицевую панель, осуществляющие продольную и боковую приводку с шагом в сотые доли миллиметра. Последняя операция, и угловая приводка на некоторых машинах (Ryobi 3300), может выполняться в процессе печатания тиража, без остановки машины.

Формная пластина позиционируется, так же как и на больших машинах, при помощи штифтов, что при наличии сквозной штифтовой приводки на формном участке позволяет минимизировать время подготовки к печати тиража. С ее помощью кропотливая процедура совмещения цветоделенных изображений в основном выполняться на монтажном столе с помощью лупы или микроскопа. Печатнику же требуется всего несколько минут, чтобы выйти на тиражное качество. При необходимости оперативной печати не сложных тиражей, на рассматриваемых печатных машинах можно использовать не только металлические, но, как и на дупликаторах - бумажные или пластиковые формы.

Листы, идущие узкой стороной вперед, выравниваются с помощью простого механизма равнения - пружинного толкающего типа, - который обеспечивает необходимое качество печати. Машины чаще всего эксплуатируются на полноцветных работах на скоростях 5000-6000 л./час, и могут разгонятся до максимума (10 000 л./час) при печати одноцветной продукции. Собственно говоря, это уже теоретический предел для самонакладов с полистной подачей листов, при больших скоростях не избежать замятия бумаги о передние равняющие упоры или отскок листов назад. Минимум времени занимает подготовка к печати нового тиража (настройка под нужный формат и толщину бумаги, приладка и выход на нужный цвет), смена форм и очистка машины от краски. По этим параметрам машины можно сравнить лишь с более простыми моделями, о которых речь выше.

Механизм подачи бумаги и равнения традиционный. Электронная система с несколькими датчиками по пути следования бумаги надежно защищают машину от непредсказуемых замятий или потерь бумаги. Первый датчик контролирует толщину бумаги, и в случае подачи сдвоенного листа, открывает клапан ловушки, куда сбрасываются эти листы. При этом машина не останавливается, а просто на этот цикл не включается натиск между ее цилиндрами. Электроника позволяет контролировать состояние печатной машины и проводить при необходимости ее диагностику.

Натиск на бумагу между офсетным и печатными цилиндрами, как и на дупликаторах, можно выставить либо с постоянным усилием, либо с постоянным зазором. В первом случае механизм способен автоматически подстраиваться на бумагу разной толщины, а во втором гарантируется постоянный натиск при печати высококачественной продукции на хорошей бумаге.

Возможности машин можно расширить с помощью дополнительных аксессуаров: секции второй краски (для однокрасочной машины), перфорационно-нумерационной приставки, ИК сушки и т.д.

Четырехкрасочная машина с портретной подачей бумаги
Рис 5 Четырехкрасочная машина с портретной подачей бумаги Ryobi 3304H

Немного особняком стоит в этом классе новая четырехкрасочная печатная машина Ryobi 3304HА. С одной стороны по своим габаритам и исполнению она вписывается в его рамки, но с другой по качеству печатной продукции, которую способна выдавать, и количеству внедренных конструкторских находок, ее можно отнести к категории самого совершенного на сегодняшний день оборудования, которые будут рассмотрены в последнем разделе нашего обзора. Эта единственная в мире четырехкрасочная машина с портретной проводки бумаги, явилась для многих пользователей настоящей находкой. Она штатно включает в себе самые передовые решения: оригинальную проводку бумаги по цилиндрам двойного и тройного диаметра с перехватом лишь в одном месте, новейшую систему пленочного увлажнения, рециркулятор увлажняющего раствора с автоматическим контролем содержания спирта, автоматическую смывку офсетных полотен, полуавтоматическую смену форм, выносной пульт управления, настройку на печать по PostScript-файлу изображения (программное обеспечение IVS), ИК сушку, устройство против скручивания бумаги на ПВУ… Ее четырехкрасочность отбрасывает в сторону все вопросы о худшем равнении листов при портретной подаче. Впечатляющие возможности по качеству и оперативности, в сочетании с низкой стоимостью машины вызывают ажиотажный спрос в Европе и Америке. Машина успешно конкурирует по оперативности с цифровым офсетом, область ее рентабельности начинается уже с 300 листов, и в то же время вполне успешно справляется с рентабельной печатью этикеточной продукции миллионными тиражами, что всегда было прерогативой крупноформатного оборудования.

Машины для качественной полиграфии

Машины для качественной полиграфии
Рис 6. Машины для качественной полиграфии (Ryobi 512, Roland Practica 00, Sacuray Oliver 520, Hamada В52)

Следующая группа малоформатных машин, предназначенных для печатания качественной цветной продукции, наиболее хорошо известна нашим полиграфистам. К этой группе можно причислить печатные машины Heidelberg GTO, Ryobi 51 серии, Hamada В и А серии, Roland PR 00, Sacuray Oliver 520, Shinohara 52 и др. Машины имеют массивную конструкцию, используют проводку листов по широкой стороне, каскадный самонаклад, систему равнения тянущего типа. (Исключение составляют несколько устаревшие Heidelberg GTO, которые штатно имеют полистную подачу листов. Каскадный самонаклад может устанавливаться на эту модель только в качестве опции).

Машины имеют тяжелые литые станины, широкие (до 40 мм) цельнолитые станины с высокоточными подшипниками в опорах цилиндров, широкие косозубые зубчатые передачи, обеспечивающие плавное и бесшумное вращение. Их детали проходят индукционную закалку и строгую проверку по трем направлениям на микро уровне с целью обеспечения сверхвысокой точности и долговечности. Широкие контактные кольца между формными и офсетными цилиндрами поддерживает равномерное давление цилиндров друг на друга, что обеспечивает воспроизведение четких заливных участков изображения и резких растровых точек, с заданными параметрами растискивания.

Почти все эти машины имеют качающиеся форгрейферы, автоматические системы включения накатных валиков и натиска между цилиндрами с механическим или пневматическим приводом. Но в тоже время в их конструкции могут использовать и несколько устаревшие решения, как то чехловое увлажнение типа Molleton, приводка с помощью механических ручек и маховиков, иногда требующая применения вспомогательных инструментов, подача увлажнение из бутылки и т.п. Выше названные машины не могут похвастаться обилием электроники, и поэтому уступают в оперативности ранее рассмотренному оборудованию. Главным их козырь в другом - надежная стабильная работа с широким спектром материалов и качественная печать с линиатурами растра до 200 lpi, поэтому именно к ним наиболее употребим термин “рабочая лошадка” типографии. Эти машины можно назвать классическим малоформатным оборудованием (если, конечно, термин классический можно употребить для малых машин), предназначенным для печати цветной продукции

Последнее слово малого офсета

Последнее слово малого офсета
Рис 7. Самые современные малоформатные машины (Ryobi 525HX)

В заключении рассмотрим наиболее современное оборудование, предназначенное для наивысшего качества печати (линиатура до 600 lpi). Такие машины выпускаются не только в одно или двухкрасочном исполнении, а могут иметь до шести печатных секций (Ryobi 520НХ, Heidelberg SM52). По своей конструкции и автоматизации они ничем не уступают самым современным полуформатным или полноформатным машинам, а по качеству печати и удобству обслуживания превосходят их возможности. Машина Speedmaster создана на базе хорошо себя зарекомендовавших больших машин той же серии, и унаследовала от них все их лучшие черты. Ryobi 520НХ и 520НХХ серий, включившая в себя все лучшие конструкторские находки своего производителя, является квинтэссенцией современного полиграфического машиностроения.

Все ответственные элементы конструкции машин (кулачки, рамы, цилиндры…) спроектированы и изготовлены с применением компьютерных систем автоматизированного проектирования и автоматизированной подготовки производства (САПР/САПП).

Современная каскадная система подачи листов с ротационной пневматической головкой за счет сокращения деталей с возвратно-поступательным движением имеет минимальную вероятность возникновения люфтов и разрегулировок. Машины имеют полуавтоматические системы настройки на формат и толщину (в пределах от 0.04 до 0.5 мм) бумаги. Для точного совмещения изображений применяются самые современные технические решения: вакуумный стол равнения, поддув в области передних упоров, мягко качающиеся форгрейферы, которые, захватывая лист с нулевой скоростью, плавно разгоняют его и без усилий передают его на печатные цилиндры. Развитая электроника контролируют не только наличие двойных листов и неподач, но и положение каждого листа на передних упорах для выявления ранней и поздней подачи, перекоса листов, и т.п.

Разработанная с помощью САПР конфигурация валиков и цилиндров красочного аппарата имеет поверхность раската в 7-8 раз превосходящую максимальную запечатываемую площадь. Машины содержат по 17 эффективно расположенных красочных валиков (с 4 накатными различных диаметров), что позволяет получать высококачественные плашки с максимальной площадью запечатки. Все процессы включения накатных валиков, а также регулирование зональной подачей краски осуществляется с центрального пульта управления, либо с выносного стенда. Схожие по конструкции увлажняющие аппараты непрерывного действия Alcolor и Ryobimatic обеспечивают стабильную подачу минимально-достаточного количества раствора. Специальный датчик контролирует уровень увлажняющего раствора в корыте, предотвращая сухое трение валов. В зависимости от положения соединительного валика, система может работать в двух режимах: независимом и интегрированном с красочным аппаратом. Штатно машины оснащаются устройствами циркуляции и охлаждения увлажняющего раствора с автоматическим поддержанием концентрации спирта.

Отличительными особенностью машин Ryobi является наличие в них устройства автоматического поддержания водно-красочного баланса AAC. (Более подробно об этой системе можно прочитать в статье Д.Б. Ширенова “***” в Курсиве #3 за 1998 г) вне зависимости от скорости и условий печати. Машины комплектуются системами полуавтоматической смены печатных форм (Autoplate у Heidelberg, Semi_RPC у Ryobi), полностью автоматической смывкой красочных аппаратов, офсетных и печатных цилиндров. Speedmaster может иметь устройство автоматического переворота листов в процессе печати.

Они могут содержать в своем составе отдельную лакировальную секцию с возможностью нанесения дисперсионного и/или УФ лака. Приемно-выводные устройства включают следующие подсистемы: вакуумные барабаны для торможения листов, устройство противодействующие скручиванию листов, распылители противоотмарочного порошка, ИК или УФ сушки с системой обдува листов горячим и холодным воздухом, устройство нейтрализации статического заряда, системы наддува воздуха с регулировкой по зонам для равномерной укладки продукции и т.д. Машины дополнительно комплектуются встроенной перфорационно-нумерационной установкой.

Несколько десятков датчиков, расположенных на машине информируют оператора об ее техническом состоянии и процессе печатания. Все эти системы не только увеличивают оперативность печати тиражей, но и способствуют получению продукции высочайшего качества. Машины имеют компьютерные системы самодиагностики и самообслуживания. Централизованная многоуровневая система смазки автоматически подводит масло ко всем трущимся поверхностям.

Пульт управления современной машины
Рис 8. Пульт управления современной машиной

Особых слов заслуживает управление и уровень автоматизации этих печатных машин. (СНОСКА: Этой теме уже были посвящены две статьи автора в журналах “Курсив” #2 и #4 за 1998 год). По удобству работы и функциональности центральные пульты управления этих печатных машин, расположенный над приемкой напоминают скорее органы управления современными компьютерами, чем механическими устройствами. Например, у Ryobi 525HXX команды отдаются с помощью жидкокристаллического монитора с сенсорным управлением. Вложенные друг в друга всплывающие окна служат для отображения и управления разными узлами печатной машины. Одно, двухсекционные машины дополнительно, а остальные штатно оснащаются выносными пультами управления (рис 8). С такого пульта можно ди станционно выполнять продольную, боковую и даже угловую приводку на ходу, регулировать подачу увлажнения и краски по зонам, управлять всеми рабочими процессами, а также сохранять настройки тиража на дискеты. При работе с пультом возможно использование сканеров печатных форм (Heidelberg СРС 31, Ryobi DEMIA) или автоматизированной системы подготовки к печати (Heidelberg СРС 32, Ryobi IVS), которая настраивает зональную подачу краски на каждой секции, считывает необходимые данные прямо из PostScript-файла изображения. Спектрофотометрические системы (Heidelberg CPC 21, Ryobi PDS) предназначены для того, чтобы считывать распределение краски по оттиску в процессе печати и автоматически корректировать зональную подачу краски в каждой секции.

Одним словом, малоформатные печатные машины последнего поколения ни в чем не уступают современным крупноформатным машинам. Нет ни одного технического решения, которое, встречаясь у больших машин, отсутствовало бы в малом оборудовании. Скорее справедлива обратная тенденция – новинки (например, автоматическое поддержание баланса) будут сначала использоваться на маленьких машинах, и лишь затем перекочуют на большие.

Продолжение следует

Шарифуллин Марсель
июнь, 1999 г.

 

Статья из-за своей объемности вышла в двух частях в «Курсиве», в номерах #3 и 4 за 1999 г.


 Ryobi 3304НА – традиционный офсет для цифровых технологий Печатная форма с лазерного принтера 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин