На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Реформирование цифровой типографии: из МГУ в НИУ ВШЭ, часть 2-я

Окончание. Начало в Publish № 4, 2014.
Финансовые аспекты работы
Несмотря на финансирование из бюджета университета, мною была поставлена задача (в первую очередь – перед самим собой) построения максимально эффективного производства и вывод подразделения на самоокупаемость, а в перспективе – получения прибыли от подразделения для НИУ ВШЭ.

Чтобы заставить сотрудников бережливо обращаться с расходными материалами, мы наладили строгую и всестороннюю систему учёта. На каждой печатной машине начал вестись журнал заказов с количеством расхода бумаги на каждое задание, утром и вечером операторы сопоставляли занесенными в него данные с необнуляемыми счётчиками машин. Параллельно все заказы велись в компьютерных базах данных, куда заносился фактический расход бумаги и других материалов на каждый заказ. По окончании отчётного периода данные двух этих систем сверялись между собой и с системами складского учёта (которые также были внедрены нами впервые). Выработка и количество бракованных листов в дальнейшем могли использоваться для индивидуальной оценки работы сотрудников и технического состояния единиц печатного оборудования.

Вся типография была полностью компьютеризирована, на каждом КМУ был проведена локальная сеть и подключен доступ к интернету. Все операторы заносили данные по своим участкам в процессе дневной работы, что позволяло в реальном времени координировать работу всей типографии, перебрасывать некоторые работы с одного участка на другой. Помню, каких трудов нам стоило обучить операторов работе на компьютерах и заставить правильно регистрировать все работы в общей базе данных. Несмотря на первоначальные страх (многие наши сотрудницы впервые прикоснулись к компьютерам) и нежелание, вскоре всем понравилось работать по-новому. Наиболее активный обмен данных по интернету был налажен с рекламным отделом и культурным центром ВШЭ, которые регулярно «баловали» типографию неожиданными и сверхоперативными заказами.

В качестве универсального мерила, по моему настоянию после долгих споров в ректорате и финансовом управлении была принята система учёта работы типографии не только в количестве отпечатанных листов, изготовленных единиц печатной продукции и израсходованных материалов (как было ранее), но и в ценовом  выражении оказываемых типографией услуг. Для этого мы взялись рассчитывать не только себестоимость, но и рыночную стоимость каждого заказа, проходящего через типографию – будь-то простые скопированные листочки, тиражи книг или раздаточный материал со сложными отделочными операциями. Такие расчёты сильно усложнили нам жизнь, но мы не искали лёгких путей. Стоимость заказов по рыночному принципу минус 30% (специально введенная поправка для подразделений ВШЭ) сообщалась заказчикам и фиксировалась на документах.

Данный принцип позволил убить несколько зайцев: изменил отношение клиентов к типографии и заставил их серьёзнее относиться к своим заданиям, повысил самооценку сотрудников типографии, продемонстрировал руководству университета эффективность работы нашего подразделения, стал подготовительным шагом в организации работы со сторонними заказами. Причём вопрос получения или неполучения оплат за наши услуги остался на усмотрении финансового управления и ректората НИУ ВШЭ. Разумеется, общеуниверситетские работы и заказы от бюджетных подразделений остались бесплатными (наши цены использовались ими просто для справки), но зато с хозрасчётных учебных подразделений стоимость полученной полиграфической продукции могла списываться в нашу пользу центральной бухгалтерией вуза по окончании каждого квартала. В результате подразделения-заказчики начали более обдуманно назначать свои тиражи, прекратили выбрасывать излишней печатной продукции в мусор. Исчез «эффект дарёного коня», и заказчики повысили свои требования к качеству и срокам сдачи продукции из типографии, что в свою очередь благотворно сказалось на наших сотрудниках и заставило их повысить уровень своего мастерства. Открытый рыночный принцип уравнял всех заказчиков и снизил субъективное отношение сотрудников типографии к разным работам и клиентам. Более сложные и неприятные работы компенсировались более высокой их ценой, что по моей задумке должно было в дальнейшем отразиться в расчёте индивидуальных премий сотрудникам. Рыночное ценообразование сложнее для организации расчётов, чем назначение цен от себестоимости продукции, но оно более справедливо и открыто для всех. Любой заказчик мог сравнить наши цены с предложением других типографий и поправить нас, если мы где-то ошиблись. Оно привлекало к нам новые подразделения НИУ ВШЭ со все более сложными заказами, которые ранее размещались только в сторонних профессиональных типографиях, так как наши услуги были дешевле (вспомните про поправку -30%), а требовать с нас можно было так же, как и с любого другого исполнителя, и даже строже. Новые запросы стимулировали нас на освоение новых полиграфических технологий.

Параллельный расчёт фактической себестоимости заказов (исходя из стоимости израсходованной бумаги и других расходных материалов) позволял нам видеть границы рентабельности производства. В случае, когда такая себестоимость превышала рыночную стоимость со скидкой, мы предупреждали заказчиков о неэффективности изготовления такой продукции в нашей типографии и предлагали либо разместить свои работы в более приспособленных сторонних типографиях, либо дополнительно согласовать этот заказ у руководства НИУ ВШЭ, чтобы выполнить его по себестоимости материалов. Это позволяло типографии обоснованно отказываться от убыточных заказов, несвойственных для имеющегося парка оборудования (например, цифровой печати длинных тиражей или выполнения работ с большим количеством ручного труда). В тоже время исчерпывающая информация помогала руководству университета принимать решения для размещения невыгодных с экономической точки зрения работ в собственной типографии, например, по соображениям срочности или секретности печатной продукции. Заказчики получили возможность выбора используемых технологий (например, печать на ризографах или ЦПМ, шитьё на скрепку или клей и т.п.) с учётом их реальной стоимости.

Внедренное в начале 2011 года рыночное ценообразование типографии позволило отделу закупок НИУ ВШЭ аргументировано переводить к нам все полиграфические заказы, размещаемыми на торгах подразделениями университета, если предлагаемая цена вписывалась в наши возможности. Что упростило работу сотрудников отдела закупок и экономило финансовые средства университета. По итогам неполного первого года работы по новым финансовым принципам, типография изготовила печатной продукции более чем на 15 млн. руб., что в три раза превысило стоимость приобретённых для нас материалов или покрыло почти весь фонд оплаты труда персонала типографии. Причём такие результаты были достигнуты с учетом 30% скидки и без переработок сотрудников при пятидневной рабочей неделе. Думаю, что при наличии загрузки и надлежащем стимулировании персонала производительность типографии можно было бы еще, как минимум, удвоить.

Заключение
Надеюсь, что приведенный опыт управления вузовской типографией будет полезен коллегам и позволит им использовать некоторые наши идеи в своем бизнесе. Несмотря на то, что период моей работы в НИУ ВШЭ был достаточно короток, наши успехи были замечены как руководством вуза, так и его конкурентами (кстати, возможно именно это отразилось на моей судьбе).
Типография не успела наладить максимально эффективное взаимодействие с издательством и библиотекой НИУ ВШЭ, чтобы начать изготавливать учебную и научную литературу по требованию. Не реализовала задумки по организации печатных центров самообслуживания  для сотрудников и студентов, чтобы они могли самостоятельно распечатывать или размножать свои документы. Не поставлен на поток прием платных заказов от сторонних организаций и других учебных и научных заведений – партнеров НИУ ВШЭ, простаивающие ресурсы подразделения не задействованы для повышения финансовой отдачи для материнского вуза.

Все дела после моего неожиданного ареста легло на плечи бывшего заместителя директора типографии Екатерине Суетиной (высокого профессионала и энтузиаста), которая сумела без подготовки справиться с многократно возросшей нагрузкой, поддержала развитие и повысила авторитет подразделения. В частности, уже начались эксперименты по приёму платных заказов от сотрудников и студентов ВШЭ, эффективному взаимодействию со сторонними офсетными типографиями для удешевления и расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Большие проекты требуют политической воли руководства, поддержки многих  управлений НИУ ВШЭ и решения сложных организационных, финансовых и технических задач. Несмотря на то, что взрывной рост типографии и выход её на следующий уровень развития был приостановлен, уверен, что вышеперечисленные планы рано или поздно будут реализованы. Недаром Высшая школа экономики входит в 15 ведущих учебных заведений России, перед которым в прошлом году была поставлена задача попадания в рейтинги 100 лучших вузов мира. Движение нашей страны вперед невозможно без передовых образовательные учреждений и развитого реального сектора экономики, к которому относиться и полиграфическая отрасль. Российские специалисты не уступают в своей работоспособности и изобретательности иностранцам, и хотя наше общество сейчас больно (бедностью населения, коррупцией, беззаконием и безответственностью некоторых его представителей), думаю, что ситуация должна изменится в лучшую сторону. Крымские события показали, что люди, сплоченные общей идеей и великой целью, способны творить чудеса. Западные санкции против России, должны убедить чиновников и людей, облечённых властью, думать в первую очередь не о своём кармане, а об интересах страны, нашего народа и о повышении эффективности российских организаций и предприятий.

Журнал Publish, #4 2014


 Типографиям не страшен ручной труд Реформирование цифровой типографии: из МГУ в НИУ ВШЭ 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин