На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Полиэфирные офсетные формы для оперативной полиграфии

Искусство офсетной печати вырождается в ремесло. Только печатники-цветники остаются еще кастой посвященных, а производство визиток и бланков практически захвачено дилетантами. И это - признак того, что в развитии технологии произошел качественный скачок: она усовершенствована настолько, что стала доступна для использования без специальной подготовки.Autotype. В дальнейшем для краткости мы будем говорить о формном процессе Omega. (По-видимому, все сказанное ниже будет справедливо и для полиэфирных материалов других производителей, например, Xante. Однако мы их не тестировали.)

Как видим, существенное различие этих технологий - в количестве и составе требующегося оборудования. Сравним стоимость комплексов (цены взяты средне-минимальные):

Металлические формы: ФНА $30,000 + монтажный стол $1,000 + копировальная рама $3,000 + промывочная ванна $500 = $34,500
Серебросодержащие формы: лазерный принтер А4 $1,000 + процессор $20,000 = $21,000
Полиэфирные формы: лазерный принтер А3 $5,000 + устройство обжига $1,000 = $6,000


На лепестковой диаграмме представлено сравнение разных форм по нескольким ключевым параметрам:

Сравнение формных материалов

Другими словами, металлические формы доминируют там, где на первом плане стоят качество и тираж (полноцветная печать), а все остальные - там, где важнее оперативность и простота.

С точки зрения оперативной полиграфии главный недостаток металлических форм - необходимость готовить прозрачные оригиналы на пленках. Вывод на пленку дорог и требует дополнительного оборудования, а вывод на прозрачный носитель на принтере дает в итоге качество не лучше, чем другие, более простые способы получения форм.

Изготовление серебросодержащих форм достаточно просто. Сначала на обычном принтере на бумагу выводятся оригиналы. Затем для их изготовления, правда, требуется довольно дорогостоящий процессор. На результат влияют несколько факторов: годность фоточувствительного материала, годность реактивов и техническое состояние процессора. Поэтому, как показывает практика, периодически возникают проблемы с качеством форм. Примерно то же самое можно сказать и об электростатических формах.

Себестоимость всех формных материалов - одного порядка, 10-15 долларов за 1 кв.м. Исключением является гидрофильная бумага, которая раз в 10 дешевле. Но этот большой плюс - только большая ложка меда в бочке дегтя: тиражестойкость гидрофильной бумаги – всего несколько сотен оттисков, она склонна к тенению, размокает, коробится, очень капризна в отношении применяемой химии, не терпит применения густых красок.

Формы Omega, как и все прочие, имеют свои сильные и слабые стороны. Правильное представление о свойствах материала позволит выжать из него максимальное качество и применять только там, где это целесообразно.


Изготовление полиэфирной формы

Материал Omega представляет собой полиэфирную пленку толщиной 0.11 мм, одна из сторон которой имеет гидрофильные свойства. Эта сторона воспринимает тонер, наносимый лазерным принтером или ксероксом. Участки, не покрытые тонером, в процессе печати удерживают на себе пленку увлажняющего раствора и отталкивают краску, тогда как запечатанные участки, наоборот, воспринимают краску.

Технология Omega - очень чистая иллюстрация закона развития по спирали. 10-15 лет назад сердцем оперативной полиграфии были “Эры”. Кое-где еще можно найти в рабочем состоянии эти занимающие средних размеров комнату установки для изготовления форм к Ромайорам. “Эры” ушли, но физика процессов осталась. Сравните сами:

Эра

Omega

Заряженную селеновую пластину экспонируют с непрозрачного оригинала в фотоаппарате горизонтального типа

В лазерном принтере заряженный селеновый вал экспонируется лучом света

Селеновую пластину посыпают тонером и стряхивают

В лазерном принтере на вал наносится тонер

Селеновую пластину с изображением прикладывают к металлической офсетной форме и прокатывают валиком, чтобы тонер перешел на форму

В лазерном принтере изображение переносится с вала на полиэфирную пленку

Металлическую форму устанавливают вокруг инфракрасной лампы и производят обжиг для закрепления тонера

Производят обжиг пленки в специализированном нагревателе для закрепления тонера

Таким образом, для изготовления полиэфирной формы требуется только обычный лазерный принтер (естественно, для форм А3 нужен и принтер А3), и процессор для обжига, который стоит существенно дешевле принтера. Все оборудование помещается на одном письменном столе. Оригинал-макет существует только в электронном виде, вывод на бумагу не требуется. А некоторые специализированные принтеры, например, Xante Platemaker, совмещают в себе функции переноса тонера и обжига.


Печать с форм Omega

Процесс печати с этих форм очень мало отличается от печати с металлических форм. Для форм Omega подходят практически любые увлажняющие растворы, применяемые для металлических и серебросодержащих форм. Не рекомендуется применять увлажнение для электростатических форм. Единственное существенное отличие от печати с “металла” в том, что расход увлажняющего раствора в несколько раз больше.

Перед печатью рекомендуется протереть форму очистителем Autotype Omega Prep. Он удаляет отдельные частицы тонера, оставшиеся на пробельных элементах, которые могут вызывать тенение в процессе печати.

Тиражестойкость форм с дополнительным обжигом, по экспериментальным данным, составляет около 10 тысяч оттисков, а на простых текстовых работах - до 20 тысяч. Без обжига обычно удается отпечатать без потери качества от 1 до 3 тысяч оттисков.

Если нужно отперфорировать форму для крепления на формном цилиндре, делайте это после ее вывода на принтере и обжига. На некоторых машинах натяжение формы на штифтах слишком велико и возможно вытягивание; в этом случае перед перфорированием можно усилить ее кромки полосками скотча.

Формы Omega рассчитаны на применение обычных офсетных красок на масляной или каучуковой основе.

Наилучшие результаты по качеству и тиражестойкости достигаются при установках минимального натиска на офсетный цилиндр и минимального давления накатных валиков. Перед включением наката краски форму надо хорошо увлажнить; на машинах с интегрированной или спиртовой системой увлажнения следует перед каждым пуском смачивать формы вручную.

В целях экономии формного материала при печати на маленьких форматах можно делать формы меньшей длины, чем окружность формного цилиндра. Чтобы при этом хвост формы не отходил от цилиндра и не смазывал оттиск, поверхность цилиндра под формой следует покрыть аэрозольным клеем. Впоследствии этот клей легко смывается изопропиловым спиртом.

Для очистки форм от краски не следует пользоваться смывками, содержащими растворители, такие, как керосин или ацетон. Можно сильно разбавленными пользоваться водорастворимыми смывками, но лучше всего протирать форму концентрированным увлажняющим раствором.


Повторяемость и совмещение



Повторяемость, достижимая на формах Omega, определяется точностью транспортирующего механизма принтера. Причем, поскольку материал - жесткий и скользкий, повторяемость вывода получается значительно хуже, чем на обычной бумаге. Например, при выводе подряд нескольких одинаковых форм формата А4 на Hewlett Packard 4P при хорошем совмещении в клапане наблюдалось расхождение в хвосте до 1 мм. При выводе форм А3 на принтере GCC Elite 1208XL результаты оказались лучше - рассовмещение на оттисках составило менее 0.5 мм по всему полю. Очень важна ровная укладка материала в лоток и точная установка боковых направляющих.


Передача полутоновых изображений

Приведенные ниже рекомендации относятся не только к формам Omega, но и к любым другим формам и оригиналам, выводимым на лазерном принтере. Принтер, как правило, дает увеличение плотности растровых элементов относительно величин, заданных на оригинале. Например, если в программе подготовки изображения задана плотность серого участка 50%, фактическая плотность выведенного на принтере изображения может составить 70 или даже 80%. На графике показаны результаты вывода серой шкалы на принтере GCC Elite 1208XL при разрешении 1200 dpi с разными линиатурами.

Градационные кривые

Такой график называется градационной кривой и достаточно полно описывает процесс вывода. В частности, по приведенным графикам можно сказать, что детали в светах окажутся более темными, а в тенях большинство деталей будет вообще потеряно, причем результат будет тем хуже, чем выше линиатура, с которой выводится изображение. На следующих картинках имитируется влияние искажений, вносимых принтером.

80 lpi

120 lpi

Изображение без градационных искажений

Искажения соответствуют выводу с линиатурой 80 lpi

Искажения соответствуют выводу с линиатурой 120 lpi

Результат вывода можно существенно улучшить, если на этапе подготовки изображения внести в градационную кривую такие предыскажения, которые бы в сочетании с искажениями принтера давали линейную градационную характеристику. Такую возможность предоставляет, например, популярная программа верстки QuarkXpress. Для компенсации нелинейности следует сначала вывести на принтере шкалу с достаточным количеством градаций серого без компенсации, замерить денситометром получившиеся при выводе плотности, построить градационную кривую, а затем в разделе Picture Contrast Specifications (Меню Style - Other Contrast) установить форму кривой, обратную полученной по результатам измерений. То же самое можно сделать и в Photoshop (меню Image - Adjust - Curves)

Неизбежное искажение градационной кривой происходит также в процессе печати из-за растискивания (увеличения площади точки на оттиске по сравнению с точкой на форме). Величина растискивания зависит от режима печати, вида бумаги и состояния печатной машины. Считается нормой растискивание 50-процентной точки на мелованных бумагах около 15%, а на газетных - до 20%. (количественно растискивание определяется как разница между плотностью растрового участка на форме и на оттиске). Чем выше линиатура вывода, тем сильнее проявляется растискивание. Проведенные нами эксперименты показали, что приемлемой передачи полутонов при выводе форм на лазерном принтере можно добиться при линиатуре не более 80-85 lpi с коррекцией нелинейности. Величину коррекции следует подбирать экспериментально для каждого принтера и линиатуры вывода.


Особенности применения на машинах различных типов

Ryobi, A.B.Dick, Toko и т.п.

Машины формата А3+ с продольной подачей листа, как правило, имеют планочный зажим форм в клапане, а также возможность крепления форм на штифты. Omega идеально подходит для таких машин. Крепить формы удобнее всего под планку. Если размер листов меньше А3, можно для экономии обрезать форму до размера на 2-3 см больше, чем лист. Хвост формы можно лучше всего закрепить на аэрозольный клей. Зачастую бывает достаточно просто смочить поверхность цилиндра под формой водой - это обеспечивает хорошее прилипание формы. Если машина оснащена дополнительной секцией второго цвета, более удобным может оказаться способ закрепления формы на штифтах или крючках по переднему и заднему краю. Это связано с тем, что при приладках иногда требуется подать цилиндры в обратном направлении, а при этом хвост одной из форм может отлипнуть и попасть в валики. Если же оба края закреплены на крючках, можно спокойно вращать машину в обе стороны. Перфорировать форму для крепления на формном цилиндре лучше после обжига. На некоторых машинах натяжение формы на штифтах слишком велико и возможно вытягивание; в этом случае перед перфорированием можно усилить ее кромки полосками скотча.

 

Материал Omega гладкий и упругий. Если зажим формы слабоват (как, например, на машинах A.B.Dick), возможно постепенное вытягивание формы из зажима и нарушение приладки во время печати. Чтобы предотвратить сползание формы, следует нанести под форму по возможно большей площади аэрозольный клей, начиная почти от передней кромки. Не стоит наносить аэрозоль вблизи хвоста, так как его избыток может выдавливаться из-под формы, пачкая офсетное полотно и валики.

Аэрозоль сохраняет липкость достаточно долго, поэтому при приладках, связанных с необходимостью отлеплять форму (например, при устранении перекоса) не требуется добавлять новых порций клея. Однако при смене форм необходимо отмыть остатки клеевого слоя от предыдущей формы: накапливаясь, они создают бугорки на цилиндре, приводящие к дефектам печати и ускоренному износу форм в этих местах. Аэрозоль легко отмывается, например, теплой водой.


Ромайор 313, 314, ПОЛ-35

“Мы чужие на этом празднике жизни”. В Советском Союзе были установлены десятки тысяч этих машин, многие из которых “пашут” и до сих пор. По классу работ, качеству и оперативности Omega была бы для них оптимальным материалом, но, к сожалению, эти машины оказались на обочине прогресса. И всего лишь потому, что не бывает лазерных принтеров формата 370х450 мм. (Такой размер имеют штатные формы для этих машин.) Они перфорируются вдоль длинных сторон и крепятся на ряды крючков в клапане и в хвосте. Поэтому применять Omega на Ромайоре возможно только при печати на формате А4 с продольной подачей, используя формы стандартного размера 219х381 мм.


Резюме

Собственно, все изложенное выше сводится к следующим рекомендациям:


Работы, для которых эффективно применение Omega

 

 

 


Работы, для которых

Omega НЕ годится

 

 

Сами печатные машины, правда, изменились мало - разве что матерчатые чехлы на валиках вытесняются спиртовыми системами увлажнения, да электронные навески облегчают контроль и повышают безопасность. Наиболее радикальные изменения, как и во всех сферах, сейчас происходят на тех участках, которые ближе к компьютерам.

Понятие “набор” уже однозначно понимается как “компьютерный набор”. А дальше, от электронного оригинал-макета до офсетных форм, имеется богатый выбор формных процессов, как сложных, так и очень простых и изящных. Об одном из них - прямом выводе на полиэфирные формы - речь в этой статье.

Все экспериментальные данные, приводимые в статье, были получены нами в ходе тестирования и практического применения формного материала Omega фирмы

Многообразие формных процессов на сегодняшний день вполне оправдано: каждый из них имеет свою нишу, свой класс работ, для которых он наиболее эффективен. Поэтому обсуждать конкретный способ получения форм имеет смысл в сравнении с другими вариантами и применительно к определенным видам работ.

В оперативной полиграфии (печать конвертов, визиток, бланков, папок) распространены следующие виды форм: а) алюминиевые предварительно очувствленные пластины, б) гидрофильная бумага, в) серебросодержащие и электростатические формы. (Другие варианты, типа многоразовых металлических пластин с ручным нанесением чувствительного слоя, оставим для другой статьи, посвященной экзотике и курьезам полиграфии). Сравнение технологических циклов для подготовки этих форм дано на схеме.

Металлические формы

Серебросодержащие формы

Полиэфирные формы

вывод пленок (фотоформ) на ФНА

вывод оригинал-макета на бумагу (лазерный принтер)

печать на полиэфирную форму (лазерный принтер)

монтаж пленок

монтаж оригиналов на столе формного процессора

-

экспонирование в копировальной раме

фотокопирование на формный материал и проявка формы в формном процессоре

-

проявка и промывка формы

-

дополнительный обжиг формы

 

 

  • Полноцветная печать.
  • Печать в несколько красок с точным совмещением на всем формате (невозможна из-за геометрических искажений на формах).
  • Печать на Ромайоре.

 

 

  • Печать в одну краску, в том числе с полутоновыми растрированными элементами при оптимальной линиатуре 80-85 lpi.
  • Печать в несколько красок без точного совмещения.
  • Печать с точным совмещением на небольшой площади, например, печать визиток.

 

 

 

 

Курсив №3 1998


 Салоны оперативной полиграфии Вспомогательные операции – это не те, которые помогают, а те, которые мешают 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин