На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Печать по требованию: большое начинается с малого

Печать по требованию, или print on demand (PoD), уже давно на устах полиграфистов, она активно обсуждалась на различных отраслевых мероприятиях, выставках и конференциях еще в середине 2000-х. Технологии PoD предрекали бурный прогресс со страниц российских и зарубежных полиграфических изданий и интернет-ресурсов, но, как видим, пока эти прогнозы не оправдались.

 
Суть технологии PoD предельно проста: производство печатной продукции (в первую очередь книжно-журнальной) сверхмалыми и единичными тиражами только по мере необходимости, строго в том количестве, которое было заказано потребителем. Другими словами, это означает, что производство и реализация меняются местами, изготовление книг или брошюр начинается только после их реального заказа и оплаты потребителем.
 
Множество плюсов
Преимущества, получаемые при этом, очевидны: нет риска заморозки средств на бумагу и другие расходные материалы, перепроизводства, не нужно транспортировать и хранить продукцию, которая неизвестно когда будет продана и будет ли востребована вообще. Не надо гадать с тиражами изданий, боясь ошибиться в ту или другую сторону (недостаток и излишки плохи и ведут к потере средств). Точки реализации книг не ограничены содержимым своих складов и смогут предложить клиентам широчайшую номенклатуру продукции, практически все мировые издания, переведенные в электронный формат. Технология PoD хорошо сочетается с принципом распределенной печати, когда издания заказываются через Интернет в другом городе или даже континенте, а изготавливаются и доставляются заказчику из местной цифровой типографии, работающей как часть сетевого книготоргового бизнес-проекта. Принцип печати по требованию позволяет экономить огромные средства и теоретически обеспечить людям доступ к любой продукции, когда-либо напечатанной в любой стране мира, на любом языке.
Технология PoD также помогает начинающим авторам легко издавать, печатать и распространять свои книги. Люди могут делиться с друзьями самостоятельно придуманными и сверстанными фотоальбомами и дневниками путешественников. Преподаватели вузов – создавать собственные курсы, компилируя знания из других источников и оформляя их в виде отдельных брошюр для своих слушателей. Традиционная цепочка распространения книг «автор – издательство – типография – оптовая книготорговая фирма – магазины – читатель» сокращается в этом случае до минимума: «автор – фирма, изготовитель книг по требованию – читатель». При этом не только сокращается время (для выхода книги в свет необходимы не месяцы, а считанные дни), но и снижается цена продукта из-за устранения лишних посредников с их торговыми наценками. Общеизвестно, что в структуре цены книжного издания лишь малая толика приходится на автора, издательство и типографию, реально создавших и изготовивших продукт, основную прибыль получают распространители и продавцы литературы.
Казалось бы, печать по требованию имеет столь очевидные преимущества, что должна быстро покорить весь мир, как в свое время изобретение Гуттенберга. Тем не менее несмотря на прошедшие полтора десятилетия с момента появления (о PoD впервые было заявлено в 1997 г. в Стокгольме) новая технология так и не получила бурного развития. В чем же причины топтания PoD на месте? Попробуем разобраться.
 
Препятствия для развития
Главной проблемой для распространения технологии PoD явилась техническая сложность эффективного производства книг малыми тиражами. Стоимость такой продукции оказывается на порядок выше, чем изготовленной при традиционной многотиражной печати, и несмотря на очевидный прогресс в полиграфических технологиях эта разница сокращается очень медленно.
На сегодняшний день можно констатировать полный успех лишь на стадии допечатной подготовки: современное ПО позволяет авторам легко и быстро верстать книги, создавать дизайн, редактировать, корректировать ошибки и делать готовые макеты для печати. Отработанное решение web-to-print помогает людям самостоятельно создавать и редактировать книжную продукцию, оплачивать и оформлять заказы прямо из дома через Интернет. Серьезный прогресс заметен также на стадии печати листов книжных изданий. Цифровая печать в последние годы стала самой быстроразвивающейся частью полиграфической отрасли. С каждым годом появляется все больше нового, более производительного, оперативного и эффективного оборудования. Время печати книг исчисляется уже минутами, а себестоимость листа А3 достигла у наиболее продвинутых цифровых машин до 10 коп. в черно-белом и 1 руб. в цветном исполнении (что уже соизмеримо с показателями традиционной офсетной печати, особенно если учесть безотходность цифровой технологии). Современные скоростные цифровые машины могут печатать с рулонов и на крупных форматах бумаги (почти все известные производители анонсировали выход в свет машин формата А2 в 2014 г.).
Но камнем преткновения на пути общего прогресса стала послепечатная обработка книжных изданий. «Оцифровать» брошюровочные и переплетные процессы оказалось очень сложно. Несмотря на усилия лучших производителей полиграфического оборудования сейчас существуют лишь более-менее удовлетворительные технические решения по изготовлению книг в мягкой обложке. Созданы машины, позволяющие автоматически настраиваться на формат и толщину книг по штрихкодам на полуфабрикатах или командам операторов с сенсорных пультов управления, оперативно производить и контролировать качество продукции, сводя к минимуму приладочные (пробные для настройки машины) экземпляры книг. Вошли в практику новые полиуретановые клеи, позволяющие надежно скреплять плотные и мелованные сорта бумаг, обеспечивая книгам долгую жизнь. Но в любом случае стоимость новых типов машин пока слишком велика, чтобы уровень окупаемости производства сверхмалотиражной продукции оказался приемлемым. Что же касается классического твердого переплета, то достойных решений до сих пор не видно. Ни в части производства прошитых книжных блоков, ни в части изготовления переплетных крышек.
Предсказать, что такое оборудование рано или поздно появится или же знакомый нам с детства твердый переплет будет окончательно признан несовместим с книгами по требованию, не могу. Подождем. Возможно, дело закончится изобретением и распространением новых видов переплета, которые будут сочетать в себе технологичность и низкую цену мягкой обложки с красотой, долговечностью и эффектностью твердого переплета. По крайней мере, сейчас находят распространение интегральный или полуинтегральный переплеты (когда книжная переплетная крышка изготавливается из цельного листа плотного картона) или специальные виды переплета с заранее изготовленными полуфабрикатами, например типа Unibind, Metalbind и т.п.
Следующей трудно решаемой проблемой технологии PoD стал вопрос защиты авторских прав. В традиционном книгоиздании барьером на пути нарушений являются необходимость больших затрат на изготовление фальсифицированной или неразрешенной продукции, долговременность распространения и локализованные места производства книг с большим количеством сотрудников. Все это облегчает обнаружение и наказание возможных нарушителей и заставляет их задуматься о целесообразности преступлений. При новой же технологии, с коротким технологическим циклом и географической распределенностью производителей и распространителей продукции, выявление нарушителей становится затруднительным. Таким образом, печать по требованию способна разорить и похоронить не только издательский бизнес (что, собственно, и так происходит в наши дни из-за падения тиражей и распространения Интернета, не считая недальновидности российского правительства, ликвидировавшего в 2013 г. Книжную Палату, а вместе с ней и всю систему библиотечной квалификации изданий), но и отбить охоту к созданию новых шедевров у авторов. Конечно, в этой связи реально осязаемые книжные издания, отпечатанные в единичных экземплярах по требованию, не являются единственной головной болью авторов и издателей. Гораздо большую опасность для них представляют книги в электронном формате, которые вообще не требуют какого-либо производства, могут без затрат массово распространяться через Сеть. Но от этого им не легче, и такое положение не умаляет проблему нарушения авторских прав в технологии PoD. Чтобы не вдаваться в юридические аспекты (не исключаю существования решения вышеозвученной проблемы нормативным или контролирующим способом), считаю, что лучшим решением на данный момент является ограничение сферы применения книг по требованию лишь на узкоспециализированные книги, не требующие защиты, или старые издания, права на которые не предъявлялись правообладателями и их наследниками в течение последних 70 лет (согласно российскому законодательству, этот срок считается достаточным для объявления издания общенародным достоянием). Количество таких изданий исчисляется миллионами, и их вполне достаточно, чтобы оживить рассматриваемую нами технологию.
Раз уж мы коснулись электронных книг, то необходимо рассмотреть их как еще один из факторов, сдерживающих развитие технологии PoD. Действительно, развитие электронного способа распространения печатной продукции приняло массовый характер, и в последнее десятилетие продолжает расширяться. Хотя первоначальные опасения гибели «бумажной» полиграфической отрасли в части СМИ и книгопечатания не оправдываются, наступление электронных медиа средств все же затормозило прогресс полиграфических отраслей во всех странах мира. На сегодняшний день почти все печатные СМИ перевели свои издания в он-лайн формат, некоторые даже вовсе отказались от «бумажных» копий. По статистике последних лет, прибыль от распространения электронных версий газет и журналов уже превышает доходы редакций от печатных версий. Электронные книги стали нормой, они распространяются через Интернет и продаются на дисках в обычных книжных магазинах (особенно в аудиоверсиях). В Министерстве образования России всерьез обсуждается вопрос перевода школьных учебников в цифровой формат и включения в обязательный набор принадлежностей учеников специализированных электронных устройств (ридеров) для пользования ими.
 
Польза синергии
Однако остановить прогресс невозможно, поэтому вместо противостояния лучше присоединиться к нему и найти себе место в потоке новых решений. По этой стратегии предлагаю рассматривать книги по требованию как некое промежуточное звено между традиционной многотиражной печатной продукцией и набирающими массовость книгами в электронном формате. Все эти три ветви распространения книжной продукции имеют право на жизнь и взаимодополняют друг друга с синергетическим эффектом. Технология PoD при правильном позиционировании позволяет объединить преимущества остальных двух вышеназванных направлений. Ведь книги по требованию, с одной стороны, отличаются удобством приобретения и широтой номенклатуры электронных книг, а с другой – по своему физическому исполнению они не отличаются от типовой продукции большой полиграфии. Их можно так же, как «бумажные», осязать, обонять, хранить, дарить, надписывать, делать заметки на их полях (даже использовать как упаковку для семечек или материал для бумажных самолетиков). Они меньше портят зрение и не требуют для своего использования хрупких и энергозависимых гаджетов. Статистика последних лет подтвердила напрасность опасений полиграфистов, что электронные медиа средства задавят традиционную печатную отрасль (как автомобили вытеснили гужевой транспорт), полиграфическая отрасль хотя и медленно (на 3–5 %), но все же растет. Тем более электронные книги не представляют никакой угрозы для технологии PoD. Максимум, они заставят скорректировать курс ее развития.
 
Целевая аудитория
С учетом вышеописанных преимуществ и недостатков, технология PoD может быть наиболее востребована следующими категориями потребителей:
• литераторы и авторы, нуждающиеся в пробных или начальных тиражах своих книг для выявления спроса;
• потребители редких, специализированных изданий или старых книг, не переиздаваемых в данный момент;
• издательства и книжные магазины, заинтересованные в допечатке распроданных тиражей книг, которые не имеет смысла переиздавать большими тиражами;
• специализированные фирмы, чаще всего онлайн-магазины, строящие свой бизнес на продаже книг по требованию в единичных экземплярах или сверхмалыми тиражами;
• библиотеки образовательных и научных учреждений, которые могли бы не просто давать свои книги людям на ознакомление, но и продавать их по предварительным заказам;
• потребители уникальной книжной продукции, изготовленной для личного пользования, такой как свадебные и выпускные фотоальбомы, фотодневники путешествий и т.п.
Каждая из обозначенных категорий потребителей требует уникальных решений со своими специфическими, техническими и организационными приемами. Обо всех них можно много рассказывать. В частности, бизнес по заказу книг по требованию уже реализован в нескольких тысячах книжных магазинов США и успешно развивается через популярные интернет-порталы типа Amazon, Lulu, Ozon и др. (поисковые серверы выдадут сотни сайтов). Интерфейс web-to-print позволяет пользователям не только выбирать книги из прилагаемого списка литературы, но и создавать свои собственные книги по требованию с помощью он-лайн редакторов и прилагаемых шаблонов. Удобно реализованы способы оплаты и заказа книг, позволяющие в течение короткого времени доставлять их почтой или курьерской службой потребителям на дом. Фотокниги как разновидность книг по требованию уже пару лет остается горячей темой во всех отраслевых журналах и полиграфических интернет-форумах, и люди живо интересуются используемым оборудованием, программным обеспечением и другими особенностями этой модной технологии. Многие российские полиграфисты ждут прорывного развития этого направления и вкладывают большие средства в создание специализированных производств фотокниг.
С вашего позволения я хотел бы более подробно остановиться лишь на одной из вышеназванных категорий, к которой имел непосредственное отношение в последние годы.
 
Print on Demand в вузах
Зная о технологии PoD еще с начала 2000‑х гг., я, разумеется, не мог не задумываться об ее внедрении в Московском Университете имени М. В. Ломоносова и НИУ «Высшая школа экономики», последовательно возглавляя их типографские подразделения с 2007 по 2012 г. Написал несколько служебных записок ректору с предложениями по развитию типографии МГУ в направлении цифровой печати; объединению Типографии и Издательства МГУ; созданию общеуниверситетского проекта по изготовлению книг по требованию и распространению оперативно изготовленных в типографии в единичных экземплярах книг студентам и сотрудникам университета по предварительному заказу через Фундаментальную Библиотеку МГУ.
К концу 2009 г. подразделение МГУ превратилась в стабильно работающую типографию, освоившую в частности производство всех видов книжно-журнальной продукции, включая брошюры на клеевом, пружинном и проволочном скреплении, книги в мягком, твердом или интегральном переплете. К этому моменту мы закупили цифровые черно-белую и цветную печатные машины Konica Minolta и закончили внедрение АСУП, что позволило нам с места в карьер загрузить типографию малотиражными заказами и начать производство, в том числе книг и брошюр малыми тиражами. Экспериментальным путем мы определили лучшую эффективность цифровой печати на тиражах книжно-журнальной продукции, менее 300–500 экз. в зависимости от вида продукции.
В результате тестов имеющееся в типографии традиционное брошюровочное и переплетное оборудование, прекрасно справлявшееся со средними тиражами от 500 до 5000 книг, показало себя малопригодным для изготовления книг и журналов малыми тиражами. Таким образом, все преимущество цифровой печати нивелировалось повышенными затратами на стадии брошюровки и переплета. Например, время переплета 10 «цифровых» книг по требованию было лишь не намного меньше, чем 200‑й тираж подобной продукции. А себестоимость нескольких книг, отпечатанных на цифровых малоформатных машинах, оказывалась на порядок выше, чем у типовой полиграфической продукции, отпечатанной на офсетных полуформатных машинах и сброшюрованных и сшитых потетрадным способом. Причина была в необходимости большого количества времени и макулатуры, которые уходили при настройке каждой единицы послепечатного оборудования. Печать приладочных листов на ЦПМ оказалась слишком дорогим удовольствием. Только ручной труд на финишных операциях позволял книгам по требованию хоть как-то вписываться в допустимую себестоимость, но он не давал стабильного качества и необходимой оперативности.
Со временем мы, конечно, освоили разные хитрые приемы по эффективному уменьшению тиражности заказов, научились унифицировать форматы и объединять в один пакет несколько работ, обходить «подводные камни» новой технологии (например бороться с плохой адгезией лака и ламината к цифровым отпечаткам) и даже снизили стоимость изготовления единичных книг до вполне приемлемых 200–300 руб. за экземпляр. Но из этих экспериментов я вынес для себя главный вывод в необходимости специализированного послепечатного оборудования и специальных технологий для изготовления книг по требованию.
Дальнейшее развитие проектов я продолжил уже в типографии НИУ «Высшая школа экономики», где оказался после неожиданного увольнения из МГУ. Здесь полиграфическое подразделение базировалось только на цифровых печатных машинах и было территориально распределено на множество участков. За полтора года, что мне довелось руководить типографией НИУ ВШЭ, мы запустили в эксплуатацию новое или ранее простаивавшее оборудование, открыли пять новых копировально-множительных участков (три в Москве и в филиалах вуза в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге), компьютеризировали всю типографию и обучили сотрудников современным технологиям. В результате производительность типографии возросла в три раза, номенклатура изготавливаемой продукции увеличилась на порядок, а сроки выполнения работ вместо прежних недель стали исчисляться часами. Большую часть продукции типографии ВШЭ можно было считать печатью по требованию, так как тиражи в основном составляли 50–200 экз., а срок их изготовления – в среднем два дня. Мы подобрали оптимальные сорта клея и научились оперативно и без отходов клеить книги в мягком переплете, изготавливать псевдотвердый переплет на оборудовании Unibind и Metalbind. Научились выполнять тиснение металлизированной фольгой на их крышках с помощью быстронаборных литерных шрифтов, делать фотоальбомы выпускников и многое другое, что можно отнести к технологии PoD. Стоимость цветного фотоальбома выпускника в мягком переплете у нас составляла порядка 350 руб. при тираже 50 экз., и мы думали о модернизации нашего послепечатного оборудования, чтобы довести эффективные тиражи книжно-журнальной продукции вплоть до 1 экз.
К сожалению, по не зависящим от меня причинам мне не удалось осуществить все намеченное. Но думаю, что дальнейшие планы по развитию типографии НИУ ВШЭ и внедрению технологии PoD будут реализованы в университетской библиотеке НИУ ВШЭ. Для этого предстоит выполнить следующий комплекс мероприятий:
            • оцифровать имеющуюся в библиотеке литературу, доступную для распространения авторскими правами;
            • получить права на доступ к электронным архивам научных и образовательной книг;
            •  организовать систему хранения и доступа к этим электронным книгам;
            • решить вопрос со способами оплаты за книги по требованию, из библитечного электронного архива;
            • отладить взаимодействие между библиотекой, издательством и типографией вуза, чтобы минимизировать время заказа и пересылки готовых книг;
            • модернизировать типографию для эффективного производства книжно-журнальной продукции единичными тиражами.
Часть этих задач уже выполнена, остальные ждут своего решения. В настоящее время почти все ведущие западные университеты успешно используют технологии PoD на благо своих учащихся и сотрудников, и, думаю, настал черед России присоединиться к данному процессу, тем более что сейчас наши ведущие умы находятся в поисках прорывных идей, способных резко двинуть вперед российскую экономику и науку.
Печать по требованию, внедренная в ведущие российские вузы, способна быстро улучшить качество образования и научной работы талантливой российской молодежи. Представьте сами пользу от удобного доступа к сокровищнице знаний, накопленных человечеством, к лекциям по актуальным авторским методичкам преподавателей, не говоря уже о сдаче зачетных и дипломных работ в прекрасном полиграфическом исполнении и других преимуществах технологии PoD.
Большое начинается с малого, главное – захотеть изменить мир к лучшему.

 Мой цифровой опыт Обзор прошлогодней подшивки Publish 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин