На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Полиграфический Китай

Как все начиналось

Не мог остаться в стороне, узнав, что готовится номер, посвященный китайскому полиграфическому оборудованию. Может немного самоуверенно, но считаю что мне удалось внести небольшой вклад в процесс прихода китайской техники в российские типографии. Начиналось это в далеком теперь 1999 году, сразу после кризиса, когда мы возрождали фирму «Апостроф». Будучи одним из руководителей, я отвечал в «Апострофе» за техническую сторону вопроса: номенклатуру поставляемого оборудования, маркетинг и обучение менеджеров с продвигаемыми продуктами. Нам многое удалось тогда сделать за короткое время. Начав с маленькой фирмы с десятком сотрудников, которая занималась продажей мелкого компьютерного оборудования (причем поначалу сам директор на жигулях развозил эту технику со оптовых складов потребителям) в 1998 году, уже через 3 года фирма превратилась в одного из ведущих поставщиков полиграфического и флексографского оборудования России с оборотом в миллионы долларов.

Вернемся к основной  теме статьи. Изучив состояние мировой полиграфии, «Апостроф» тогда принял решение двинуться за оборудованием на Восток. В течении 1999-2000 годов была организована переписка с десятками крупнейших производителей полиграфического оборудования Поднебесной (первоначальным источником данных служил Интернет и материалы международных полиграфических выставок) и начали первые поставки простой техники в Россию.

Надо сказать, что первые продажи сопровождались большим риском. Были случаи, когда после поставки оборудования  в российские типографии нашим инженерам приходилось буквально жить там, чтобы довести машины до работоспособного состояния и сдать ее в эксплуатацию. Мы учились сами и учили других.  В частности, не забуду процесс запуска первой китайской кашировальной машины в московской типографии «Паблик принт». Продать то ее «Апостроф» продал, но инженерам, увидевшим несколько контейнеров незнакомого железа без всяких описаний и инструкций, пришлось очень сложно, тем более, что они еще и не понимали самой сути процесса каширования гофрокартона. Тем не менее, специалистам удалось собрать машину габаритами 3х15 и высотой в 4 метра, руководствуясь только блеклой фотографией на рекламном буклете формата А4. Техпроцесс отладили совместно с сотрудниками типографии, которые представляли, какая продукция должна выходить из машины. В другую московскую типографию пришла китайская УФ-лакировальная линия форматом, вдвое меньшим от заказанного. Позже выяснилось, что машина была одной из первых и у самого разработчика, поэтому была состыкована из модулей разного формата. И в этом случае, как ни странно, «Апострофу» удалось выйти сухим из воды: сервисные инженеры просто переделали самонаклад машины, узкое место в ее конструкции, ограничивающее формат проходящего через него материала. После чего машина стала работать с удвоенным форматом бумаги (А1). Кроме этого, попутно были внесены конструктивные изменения и в другие узлы этой линии, в результате чего была достигнута ее устойчивая и надежная работа.

Отдельных слов заслуживает мучение «Апострофа» с легкой печатной машиной второго формата – Гронхи 9600. В ходе плотной работы над ее конструкцией вместе с разработчиками, машину удалось доработать и улучшить до такой степени, что на ней стала возможна полноцветная печать, что изначально не планировалось конструкторами при ее создании. В результате, за 3 года «Апострофу» удалось продать три десятка этих машин, и многие из них помогли встать своим новым владельцам на ноги.

В начале 2000-х годов становилась на ноги не только отечественная полиграфия, но и китайская машиностроительная отрасль. Только этим можно объяснить наши приключения по переделке форматов оборудования, полным отсутствием документации не только на английском, но и китайском языках, обилия ржавчины (как следствие трехмесячного морского путешествия плохо упакованных и не покрытых защитной смазкой машин). Россия явилась одним из первых полигонов для китайских конструкторов, которые до этого делали машины только на внутренний рынок. Далее мост был проложен в Европу и США, и на сегодняшний день обилие китайской техники уже никого не удивляет на западных полиграфических выставках.

Огромной проблемой поначалу был заказ запасных частей к китайской технике. Причина была не только из-за плохо налаженной логистики (в Россию не удавалось привести нужные детали скорее, чем за 2-3 месяца). Часто, долгожданные узлы и детали просто не подходили к машинам из-за того, что конструкция их в Китае постоянно совершенствовалась и элементная база машин постоянно менялась. Что вынуждало китайцев путаться и высылать не те версии деталей. Рост китайского машиностроения был настолько бурным и всеобъемлющим, что техническая документация просто за ним не успевала. Не было не только грамотных инструкций по эксплуатации и обслуживанию оборудования, но даже элементарных каталогов запасных частей с привязкой к серийным номерам машин. Их просто не успевали делать в гонке за постоянно изменяющимися  конструкциями машин. Поэтому, при всем своем дружелюбии и открытости, китайцы сами не знали, как нам помочь. В ход шли словесные описания, чертежи и укрупненные фотографии требуемой запчасти. Но даже это не всегда помогало идентифицировать детали, и сломанные узлы приходилось снимать с машин и отправлять на завод, обрекая типографии на долгие простои.

Во многих случаях утешением служила простота китайских машин, полное отсутствие электроники и схожая с российской элементная база по механике и электрике. Это позволило российским типографиям, владельцам первых китайских машин большинство поломок чинить на месте. Благо даже при развале отечественной промышленности и ВПК, хорошие специалисты и места, где еще не разучились «подковывать блох» в стране остались. Возможно именно это, а также необыкновенная доступность китайской техники послужило причиной ее быстрого распространения в России. Дешевизна и простота этой техники, позволяла поставщикам получать 100%  прибыль, а покупателям получать работоспособное оборудование в 3-4 раза дешевле западных аналогов. Например, та первая кашировальная машина, с которой пришлось намучиться сервисным инженерам Апострофа, обошлась покупателю раз в 10 дешевле, чем любой европейский аналог. Поэтому он и терпел двухмесячные пуско-наладочные работы, а затем за полгода полностью окупил свои затраты на ее покупку.

Со временем конечно и на российском рынке появилась здоровая конкуренция и по китайской полиграфической технике и ситуация с ценами выровнялась. Но и по сей день новое китайское оборудование предлагается в 2-3 раза дешевле нового европейского аналога. И по ценам «китайцы» на равных могут конкурировать только с восстановленными западными машинами.

Chinaprint - 2001

Знаковым событием в распространением китайской техники в мире (и России, в частности) явилась крупнейшая международная полиграфическая выставка Chinaprint 01, состоявшаяся в Пекине в начале 2001 года. «Апостроф» выдвинул для поездки туда целый десант в составе ген. директора Смирнова Федора, руководителя отдела маркетинга Нестеренко Михаила и меня (эксперта и технического директора). Это поездка оказалась очень успешной и во многом решающей как для роста компании «Апостроф», так и для развития поставок китайской техники в Россию.

К этой поездке мы тщательно подготовились: в течении нескольких месяцев мной проводился анализ китайской полиграфической промышленности. По его результатам международный отдел «Апостроф» наладил контакт с несколькими десятками китайскими заводами, которые мы посчитали крупнейшими в своих направлениях, и запланировал встречи с каждым из них на определенные даты. В результате, неделя нашего пребывания в Пекине напоминала хорошо организованный бег с препятствиями. Ежедневно мы проводили по 5-6 запланированных заранее переговоров, плюс к этому еще примерно столько же незапланированных, когда на месте выяснилось, что виртуальный анализ отличается от действительности. Приходилось на ходу менять приоритеты и договариваться с новыми лидерами китайского полиграфического машиностроения.  Таким образом, за неделю мы успели не только изучить всю выставку, но и посетить несколько заводов, расположенных недалеко от китайской столицы и даже хватило время на небольшую культурную программу.

Надо бы сказать, что это было удивительное путешествие, меня поразил как размах китайской выставки, так доброжелательность и гостеприимство китайцев. По площади и количеству участников Chinaprint 01 примерно в 10 раз превосходила российский «ПолиграфИнтер», и был сопоставим с немецкой Друпой. Площадь пекинской выставки составила более 45000 кв.м, на котором экспонировали свою продукцию более 2000 различных фирм. На этой выставке участвовали практически все известные мировые производители редакционно-издательского, печатного и отделочного полиграфического оборудования. В частности я там увидел всех производителей печатных офсетных машин из Германии, Японии, США, каждый из которых демонстрировал в работе свое новое оборудование. Не говоря уже о производителях из Азии, для которых это была практически своей выставкой. Европейские, японские и американские фирмы видели в Китае огромный рынок сбыта своей продукции и место для открытия новых филиалов своих производств, а китайцы – соответственно строили планы захвата мировых рынков. Сейчас по проществии десяти лет, мы видим, что и тем и другим удалось осуществить свои замыслы.

Своими эмоциями от увиденного я поделился с читателями в нескольких статьях, которые были опубликованы в полиграфических журналах после моего возвращения из Китая.  Часть этих материалов про китайское оборудование и просто про мои впечатления как путешественника в Поднебесную доступна и сейчас на моем личном интернет-сайте  http://www.marsel.ru. До и после этого мне приходилось бывать на различных международных выставках, но никогда я не чувствовал себя так комфортно, как тогда в Китае. Это было время великого прорыва китайской полиграфической техники на российский рынок, и я горд, что почти все фирмы, на которых тогда остановил свое внимание (YAWA, Purlux, Shenweida, GOSS, GuangHua, Purple Magna, Clarity, Tashuang), сейчас активно представлены в России и являются лидерами по экспорту среди китайских производителей оборудования. Буквально через год «Апостроф», сделавший ставку на китайское оборудование, уже поставил более сотни единиц оборудования, в суммарном выражении достигнув уровня в 10 млн. долларов в год. Этому способствовало еще и малая конкуренция в 2001-2003 годах. В частности, на выставке «Chinaprint 01» мы встретили всего лишь нескольких соотечественников: представителей компании «Бронко» и нескольких директоров дальневосточных типографий. «Бронко», кстати также в те годы серьезно укрепился и занял доминирующие положение на российском рынке, как поставщик азиатской техники.

После этого, мне еще удалось посетить Шанхай и вживую увидеть китайские заводы, производящие передовое полиграфическое оборудование. Удивительным открытием там явилось то, что не только Россия, но и другие страны мира активно интересуются китайской техникой. В частности, на семинаре в фирме Purlux присутствовали дилеры  из десятка разных стран, и я с удивлением узнал, что в США и некоторых европейских странах китайская техника продается под своими оригинальными названиями. Это тоже было свидетельство признания его качества и надежности.

Для «Апострофа» такая «малина» через несколько лет закончилась. Занимать пустующую рыночную нишу ринулись новые поставщики  и уже на следующей китайской выставке Chinaprint (которую я посетил вместе с Дмитрием Ширеновым уже от фирмы Вариант) в 2005 году от россиян было уже не протолкнуться. На Китай обратили внимание многие российские полиграфические фирмы, ранее игнорировавшие азиатскую технику. Часть из них быстро гасли, не успев зажечься (например, нашумевшая в прессе компания «Бейрин»), часть так и не вышла на заметный уровень, и только некоторые выдвинулись в лидеры рынка.

 

Сегодняшний и завтрашний день Китая в полиграфии

Сейчас, насколько мне известно, поставками китайской полиграфической техники занимается порядка 20 российских фирм-поставщиков, среди которых можно выделить нескольких лидеров: «Бронко»; «ВИП-Системы»; «Ориентал-про» - преемник «Апострофа», «Офисная полиграфия», «Нисса» и  «Террапринт» (перечень приведен в алфавитном порядке).

Кроме оборудования  в последние годы активно развиваются поставки из Китая расходных материалов для полиграфии: бумаги, печатных форм, офсетных полотен и других расходных материалов. Причем, доля этих материалов по моим ощущениям уже превосходит 10% барьер, т.е становится заметной в масштабах страны. Сейчас именно здесь проходит передний край конкурентной борьбы и практически все крупные поставщики расходных материалов, расширяют свою продуктовую линейку китайскими товарами.

Работая  последние годы директором Типографии МГУ имени М.В.Ломоносова, я не забыл о своих «китайских корнях», и в своей работе активно использовал технику и материалы из Поднебесной. В частности, считаю очень успешным приобретением для типографии Московского университета следующего китайского оборудования: тигельного вырубного станка, мощной автоматической машины для тиснения и вырубки, автоматического промышленного ламинатора, гравировально-фрезерного станка, трехмодульного фальцевального аппарата и клеемазального станка для твердого переплета. Поставщиками нашей китайской техники стали самые разные фирмы: «Вариант», «Ориентал-про», «Бронко» и «ВИП Системы».

В 2009 году мы начали работать с китайскими мелованными бумагами, которые оказались не только дешевле, но и обладали повышенной пухлостью и толщиной, при равной массе с европейскими сортами, что также стало дополнительной статьей экономии. Тогда же мы начали экспериментировать с печатными формами. Для традиционного формного процесса закончились успешно и китайские формы стали основными у нас для книжно-журнальной печати на Доминантах. С китайскими формами для термальной СТР все было не так хорошо. Процент отбраковки китайских пластин из-за неравномерности полива и несоблюдения точных геометрических размеров пока не позволяет говорить об экономии, несмотря на в полтора раза меньшие цены китайских пластин, чем у признанных мировых производителей. Марки используемых в нашей типографии китайских машин и материалов не называю, чтобы не заниматься рекламой.

Оценивая китайскую технику, хочу отдельно отметить, что сейчас на рынке огромный выбор предложений. Но не все они одинаково хороши для покупателей, даже если выглядят внешне одинаково. Дело в том, что кроме машиностроительных гигантов, в Китае до сих пор существует великое множество мелких предприятий, производящих свои машины в мастерских кустарным способом. Сложные узлы они покупают от крупных фирм, простые делают сами. Затем эти машины собираются  по единым чертежам, что и признанные бренды (чертежи в Китае, думаю, являются таким же товаром, как и комплектующие). Отличия выражаются в используемых материалах и качестве сборки машин, что неизменно отражается в их функциональности и надежности. Поэтому, чтобы не прогадать на китайском оборудовании надо либо знать эти особенности рынка и советоваться с экспертами, либо не рисковать и брать проверенную технику от ведущих поставщиков.

Такая ситуация будет не всегда. Думаю, что рано или поздно скоро все технические и технологические проблемы китайских материалов и техники останутся в прошлом. Руководство Китая всеми силами борется за престиж своей страны и ставит всяческие препоны недоброкачественным экспортерам. На всех выставках я четко видел разные классы машин для внутреннего и внешнего рынков, которые различаются не только наличием сертификатов и лицензий, но и конструктивно.

Раз уж зашла речь о внутреннем рынке Китая, хочу немного раскрыть эту тему. Знаете сколько в Китае типографий? Не поверите – 150 тысяч, сравните это с 6 тысячами российских предприятий. Именно эта база является главным потребителем китайских полиграфических машиностроителей. Именно там разработчики оттачивают конструкцию машин и доводят их до «мирового» уровня. Плюс к этому очень многие производства являются совместными предприятиями с западными фирмами. Например, большинство шанхайских заводов на 49% принадлежат иностранцам, которые привносят туда не только деньги, но и современные технологии.

Уверен, что при сохранении существующих темпов развития полиграфической отрасли, Китай рано или поздно увеличит свою долю присутствия на мировом рынке. Сейчас азиатское оборудование закрепилось в сегменте несложного технологического оборудования, таких как:  резальные машины, вырубные пресса, ламинаторы, цифровые печатные машины, шелкографское оборудование, УФ-лакировальные линии, брошюровочная техника.

Но пройдет еще несколько лет и популярность должны приобрести и наиболее сложная техника: офсетные ппоечатные машины и СТР китайского производства. По крайней мере компьютерная техника и космические корабли китайцы делать научились.

Видя впечатляющие достижения китайцев во всех отраслях промышленности, и сохраняющие уже второе десятилетие безумный рост ВВП, думаю, до этого момента осталось ждать не более 5-6 лет. Даже мировой кризис, практически остановивший развитие США и Европы, не сказался на Китае, который использовал это время как очередной трамплин для своего возвышения над другими странами мира.

С оригиналом статьи, вышедшим в №3 журнала "КомпьюАрт" за 2010 г. в формате pdf можно ознакомиться - здесь

 

Журнал «КомпьюАрт», #3 за 2010 г.


 Вторая жизнь печатных машин Автоматизация типографий: Процесс идет! 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин