На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Приключение россиянина в Италии. Часть 2 – миланские типографии

Продолжение моего небольшого путешествия в Италию  (начало здесь)

На следующий день в нашей trip-программе была запланирована поездка по итальянским типографиям, работающим  на оборудовании Fidia.  Для этого были выбраны две типографии, находящие в пригородах Милана (в двух часах езды от завода). Эту поездку я совершил в обществе не только представителей итальянской компании, но и знакомых из  московской типографии "Пи-Квадрат", оказавшихся в данный момент в Милане и откликнувшихся на мое приглашении на экскурсию в итальянские принтшопы.  Скажу сразу, мне в этой поездке изначально было интересен не сколько просмотр техники Fidia  в работе (будучи директором типографии МГУ, я более трех лет имел возможность для этого на самой длинной фальцевально-склеивающей линии фирмы Mohandes-Combi-Unica-Dokki-Estro), а сами эти итальянские типографии. Интересовали вопросы: как в Европе организовано полиграфическое производство, сколько и какое оборудование используется, количество работающего персонала, площади, особенности рекламной компании (как вообще в Италии типографии находят новых клиентов)? Мне удалось получить ответы на многие свои вопросы, и они оказались очень интересными и во многом неожиданными. Конечно нельзя по двум типографиям делать срез всей отрасли, тем более что эти типографии были узкоспециализированными. В них производились только финишные отделочные  операции, они располагались на  минимально возможных площадях и использовали очень маленькие штаты сотрудников. Тем не менее, по этому фрагменту (итальянской полиграфической отрасли) можно сделать очень интересные выводы, и обобщить их на более крупный масштаб.

Основной парк оборудования в обеих типографиях было почти одинаковым и состоял из нескольких вырубных прессов (как автоматов, так и машин с ручной загрузкой), бумагорезальных машин, мощного автоматического ламинатора, термоупаковочной машинки и нескольких фальцевально-склеивающих линий. В первой типографии - Cartotecnica Riva - стояли штанцевальная машина Bobst Autoplatina 74, полуавтоматический пресс тигельного типа, два ручных тигельных пресса формата А1 (марки этих прессов не запомнил, какие-то итальянские фирмы - если кому интересно, могу уточнить) и две фальцевально-склеивающие линии Fidia: узкая Desta с возможностью ударной биговки и универсальная Combi-Unica-Estro. В течении полутора часов, пока мы находились в этой типографии, работали две фальцевально-склеивающие линии и один тигель, на котором рубили крупноформатные изделия.

тигель

один из двух тигелей, который был сфотографирован благодаря изящным боковым столам, и рабочему беспорядку

За это время на Fidia Desta оператор, постоянно отвлекаясь, чтобы отвечать на наши вопросы, успел выполнить два заказа: биговку и фальцовку приглашения формата А5 из плотной 300-граммовой бумаги с двухсторонней ламинацией и изготовление четырехклапанной папки формата А4 с оконным фальцем тоже из достаточно толстой бумаги, плотностью 250 гр/кв.м. Вторая линия была сконфигурирована в комбинации Combi-Unica (неиспользуемый модуль для объемных изделий Estro был отставлен в сторону) и все время занималась изготовлением плоских конвертов. Причем, обе машины обслуживали (внешне без особой спешки) по одному оператору, которые успевали не только следить за работой машины и загружать в нее заготовки и клей, но еще принимали и упаковывали готовую продукцию в коробки. Оператор Combi-Unica, в частности, еще и дополнительно упаковывал готовые конверты в термоусадочную пленку по 20 шт на специальной машинке, и уже в таком виде укладывал готовую продукцию в большие картонные коробки, которые складировал на паллетах.

    Типография в Милане  Типография в Милане

Один оператор обслуживает фальцевально-склеивающую линию, упаковывает готовую продукцию в термопленку и складывает в гофрокоробки

Скорость Desta составляла  порядка 3000 изделий в час (ограничением здесь служила операция биговки, требующей полной остановкой листов перед ударом ножа), а Combi-Unica работала быстрее и штамповала конверты на 7000 в час, изредка останавливаясь на загрузку бумаги на самонаклад.

Понравилась "домашняя" атмосфера в цехе, директор, одетый в рабочую одежду, который не гнушался помогать рабочему передвигать паллеты и иконки на машинах и перед входом в типографию.

ламинатор ламинатор

Автоматический ламинатор и иконка на его пульте управления

вход в типографию1  вход в типографию

Вход в типографию и католический крест над дверью

Несмотря на большой объем и достаточно высокий темп производства продукции (при нас была выгружена и загружена очередная автофура), удивила малочисленность персонала, и то как внешне неторопливо выполнялись все операции. Из разговора с владельцем типографии мы выяснили, что у него работает 12 чел, что типография целенаправленно не занимается поиском клиентов, что те просто приходят к нему сами и затем остаются с ним работать навсегда. Что типография существует с 1964 года и есть клиенты, работающие с ней уже более 40 лет. Основными заказчиками являются типографии с рекламно-коммерческими отделами и парком печатного оборудования, расположенные поблизости.  Объем заказов - стабильно большой, простоев не бывает практически никогда. Что из двух его машин Fidia, как минимум одна работает в любой день. О большом потоке говорили и складированные паллеты с заготовками и готовой продукции. Причем, как нам было сказано, что завоз и вывоз материалов происходит ежедневно в оперативном режиме и что отдельный склад им не нужен.

Типография в Милане  Типография в Милане

Вид второго этажа типографии Cartotecnica Messa. С одной стороны проема линия Combi-Unica-Dokki и Desta

Вторую типографию - Cartotecnica Messa -  мы посетили в тот же день после обеда и там нас ждали очередные сюрпризы специализации. Здесь парк оборудование вообще состоял всего лишь из двух видов оборудования: трех вырубных машин (большой штанцевальной машины Schiavi формата А1, вырубного полуавтомата и ручного тигеля), располагающихся на первом этаже типографии и пяти(!) разных фальцевально-склеивающих линий Fidia: Combi-Unica-Dokki, Nimbo, Combi-Unica, Combi-Estro и Cordo-Gardo, занимавших весь второй этаж, надстроенном над первым этажом с помощью мощных металлоконструкций. Кроме этого в типографии другой техники не было, если не считать электрокар, перевозящий паллеты с бумагой и обеспечивающий их подъем и опускание на второй этаж типографии. На фото сверху слева видно устройство второго этажа, место заогрузки-выгрузки (желтые перила) и крыша штанцмашины, расположенной внизу.

Типография в Милане  Типография в Милане

С противоположной стороны Cordo-Gardo  и Combi-Unica

При нас  в работе были три фальцевально-склеивающие линии, причем их обслуживали всего три оператора, двое из которых, как впоследствии выяснилось, являлись  отцом и сыном - владельцами предприятия. На первой машине Combi-Unica-Dokki  приклеивался скотч к шелфтоккеру сложной грибовидной формы. Первый модуль машины здесь служил просто для проводки и загрузки листов в машину с перпендикулярной ориентацией (данное изделие было удобнее располагать на самонакладе именно так для более стабильной подачи и выравнивания), а операция приклеивания скотча производилась  на втором модуле Dokki, расположенном по 90 градусов.  На наш вопрос, а можно ли ориентировать изделие по-другому и тем самым сэкономить на одном модуле, нам ответили, что конечно возможно, но так изделие лучше идет в машину и так как в линии все равно есть дополнительный перпендикулярный модуль, то проще его использовать чем тратить времени на изменение конфигурации.

Типография в Милане  Типография в Милане

а по фронту расположены машины для объемной продукции Nimbo и  Combi-Estro. За станком - владелец типографии

На Combi-Estro шел процесс изготовления папок-сумок для документов  с одним большим объемным клапаном толщиной 15 мм, а на соседней машине Nimbo на скорости 3000 в час изготавливались презентационные папки с клапаном объемом по 5 мм (см. фото ниже). Как потом выяснилось, в Италии фирменные папки с объемными карманами, являются довольно популярным видом печатной продукции и почти все ведущие фирмы ими пользуются для своего продвижения.
Во время разговора с общительными хозяевами выяснилось, что типография Cartotecnica Messa очень молода по местным меркам, существует всего 15 лет, и что весь свой фальцевально-склеивающий парк она приобрела у фирмы Fidia в течении короткого промежутка времени, с 2004 по 2009 год. Все машины покупали на лизинговые средства и трудностей с выплатой траншей не имеют даже сейчас, в кризисный переиод. Типография настроена и дальше развиваться и покупать оборудование, по мере роста бизнеса. На вопрос о причинах приобретения такого большого количества сверхпроизводительных и достаточно однотипных машин, хозяин ответил, что это продиктовано тем, чтобы брать  заказы от своих постоянных клиентов целиком, и не делиться с коллегами. Кстати, в число таких клиенов, как мы заметили, входили известные по всему миру брендовые фирмы (Giorgio Armani, Dolce & Gabbana, Hugo Boss, Gucci, Benetton, Versaci, Yves Rosher, Valentino и др.). Со слов хозяина раньше эти клиенты обычно с целью оперативного получения продукции размещали заказы одновременно в нескольких типографиях, подобных его фирме (например, в каждой по 30-50 тыс. экз), сейчас же Cartotecnica Messa одна может брать целиком заказы на папки, коробочки и конверты  тиражами по 0.5-1 млн. изделий, и изготавливать их всего за две недели.

продукция типографии продукция типографии, которую нам показали и дали с собой

Он сказал, что в типографии работает 5 сотрудников, включая его и это еще много. Он вообще хочет сократить число сотрудников до 3 чел. Каждый сотрудник умеет работать на всех станках, секретарей ему не надо, так как пообщаться с киентами и выставить счета может он сам или его сын. Бухгалтерскими отчетами занимается специальная фирма на аутсорсинге. Рекламу они давали только несколько раз в самом начале деятельности, а так все клиенты приходят сами. Лучшая реклама, как он считает – это "сарафанное радио". Если к нему приходит новый заказчик, то с вероятностью в 95% он остается его клиентом навсегда.

Типография в Милане  Типография в Милане

Работа Combi c встроенные модулем для объемных изделий Estro

Вечером мы вернулись в Турин, переполненные впечатлениями от увиденного.  Менеджер, который нас вез на автомобиле, сообщил, что только в окрестностях Милана  расположено около 70 фальцевально-склеивающих машин Fidia. На вопрос, сколько же их вообще в Италии он затруднился ответить, сказав, что больше 300. Позже уже от сервисного инженера (по имени Колладжио) я узнал, что только он лично за 12 лет работы в компании установил в разных странах более 1000 станков, а кроме него в фирме работает еще пара таких же специалистов по инсталляциям. Таким образом, для меня до сих пор остается непонятным, как все эти машины загружают работой, учитывая что каждая из них способна производить в по 20 - 50 тыс изделий в смену. Для интереса, в России, насколько я знаю работает чуть более десятка таких специализированных фальцевально-склеивающих линий,  то я не сказал бы, что они перегружены работой.

Оговорюсь, что называя это количество, я не учитываю длинные ременные машины, типа Bobst, загруженные промышленной упаковкой (простыми коробками с одной-трех точками склейки), так как это немного другой вид оборудования, несмотря на общее название. Наверняка, в Италии и других развитых странах просто спектр выпускаемой продукции отличается от российского. Например, я не видел, чтобы у нас изготавливали в таких количествах презентационные папки или объемные коробочки-пакеты для документов. Опять же, в России пластиковые карточки, несмотря на их широкое распространение, редко сопровождаются индивидуальными конвертами.

Следующее и главное, что меня удивило – это высокий уровень специализации и кооперации полиграфических предприятий в Европе. Со слов сотрудников компании Fidia, в Италии и других европейских странах большинство типографий специализируются на небольшом числе операций. Универсальных предприятий, которые делаю все – почти нет. Уровень кооперации между разными типографиями такой, что позволяет многим вообще работать с колес, без складов для хранения полуфабрикатов и готовой продукции. Я и раньше встречал такие специализированные типографии, когда ездил в Японию. Но теперь понял, что это повсеместное явление и рано или поздно к этому придет и российская полиграфия. Сейчас же таких предприятий у нас почти нет, единственным московским предприятием, которое целенаправленно работает на другие типографии - я считаю только ЦПБ Андрея Зарецкого.

Деликатесы  Путешественники

Я пытаюсь совладать с улиткой, а Сергей - лягушкой. Получается с трудом.    Панепинто доволен сюрпризом, который нам устроил.

На сладкое после своего рассказа об путешествия в Италию хочу привести пару фотографий, где меня и руководителей типографии "Пи-квадрат" Сергея и Ивана Плыловых угощают местными деликатесами - улитками и лягушками. Дело было в ресторане высокогорной деревушки где-то на границе Италии и Франции. Мы решили попробовать блюда местной кхни и.... это было интересно :)


 


 Время АСУП Как мы автоматизировали типографии 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин