На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Источник знаний

 

Учебники для ВУЗов
В августовском номере журнала Prit Week опубликована статья о текущем положении дел в производсте учебников для ВУЗов, написанная при участии директора типографии МГУ Марселя Шарифуллина.

Когда мы слышим слово «учебники», то прежде всего вспоминаем школу. Между тем, есть не менее важная часть этого направления – учебные пособия для вузов. Давайте поговорим о том, с какими основными труд­ностями сталкиваются вузовское книгоиздание и производство и что происходит в этом сегменте сейчас:

 За последние 20 лет выпуск и производство учебников для вузов пережили ряд потрясений, которые сложно назвать приятными. В СССР на всем пространстве страны действовал единый комплект учебных пособий, процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук, а единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение». Тем не менее централизации печати не было и тогда: помимо круп­ных комбинатов – тверского, саратовского, смоленского – многие вузы имели типографии, в которых тоже производились учебники. С распадом СССР в начале 90-х гг. в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единого комплекта учебников, и по каждому предмету стали выпускать несколько разных пособий. Особенно это сказалось на высшей школе, т. к. каждый вуз отдает предпочтение учебникам, написанным «своими» профессорами. Демонополизация книгоиздания при­вела и к появлению множества независимых издатель­ских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Таким образом, учебники вышли на открытый рынок – и требования к качеству их испол­нения возросли. У типографий при вузах, привыкших работать с госзаказом и уже на тот момент обладав­ших изношенным оборудованием, с качеством были явные проблемы. Поэтому наряду с расцветом книго­издания наблюдался отказ вузов от услуг собственных типографий: свое производство требовало полной реорганизации, на которую зачастую не хватало ни фи­нансирования, ни терпения.
 
Если клиент – университет
С точки зрения законодательства как частные, так и университетские издательские подразделения в выборе типографий совершенно сво­бодны: учебники для вузов прохо­дят куда меньше проверок, чем школьные, соответственно, и производственные требования не так строги. Тем не менее любое пособие для высшей школы должно получить в первую очередь гриф на выпуск (он выдается учеными советами наиболее крупных и престижных вузов либо Министерством образования), а затем, после изготовления, санитарно-эпидемиологическое заклю­чение о соответствии материалов, из которых выпол­нено издание, санитарным нормам. Так указано в п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Но ответственность за его несоблюдение ложится на издательство. Так что для типографии из­готовление вузовских учебников мало чем отличается от производства другой литературы. «К типографии никаких особенных требований не предъявляется, все так же, как и с обычными книгами в переплете, – рас­сказывает Тамара Васильева, заместитель генераль­ного директора ОАО “Можайский полиграфический комбинат”, – к тому же учебники – сегмент, отличаю­щийся консервативностью, и уже много лет в методах изготовления и дизайне ничего не меняется». Зато ме­няются – и к лучшему – клиенты-издательства. Одной из особенностей университетского управления всегда была колоссальная бюрократия, которая негативно сказывалась на своевременности оплаты заказов, громоздкие канцелярии были просто не в состоянии справиться со своим документооборотом. Тем не менее эта не самая лучшая тенденция стала исчезать. «Мы сотрудничаем с несколькими вузовскими издательствами (МГУ, ГУ ВШЭ), – комментирует Тамара Васильева. – Взаимоотношения с ними ничем не отличаются от работы с частными издательствами, выпускающими литературу для высшей школы, они так же профессиональны». Таким образом, в лице вузовского издательства типография вполне может получить добросовестного клиента.
 
Вторая жизнь
Между тем, университетские типографии не умерли. Наоборот, вовремя осознав их убыточность, ректорат начал давать добро на выполнение сторонних работ, но сохранил за собой право на изготовление вузов­ских заказов вне очереди. Перед руководителями типографий встал вопрос не только выживания на рынке и обновления устаревшего оборудования, но и поиска новых решений, позволяющих оптимизиро­вать процесс выпуска книг и улучшить их качество. C реорганизацией многим помогло государство. Если с 1995 по 1999 гг. вузы получали федеральное бюджет­ное финансирование только по статьям «зарплата» и «стипендия», то, по мере того как Министерство образования и науки стало уделять больше внимания своим подопечным, ситуация менялась. За последние годы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» ряду вузов были выделены средства и на обновление материально-технической базы. Многие учебные заведения потратили эти деньги на развитие своих полиграфических комплексов. «Пока получается, что главный “продукт” вуза – это сту­денты. Это правильно, но не надо забывать и о печат­ной продукции, которая выходит из его стен, – счи­тает Марсель Шарифуллин, год назад возглавивший типографию МГУ. – Московский университет – об­щепризнанный центр научной мысли, даже учебники для средней школы и техникумов пишут по большей части сотрудники МГУ. А у центра научной мысли должны быть учебные пособия соответствующего ка­чества». Два года назад предприятие было способно производить учебники только вручную: оборудо­вания не было. И качество, и сроки работы остав­ляли желать лучшего. С переходом на хозрасчетные отношения ситуация изменилась. «Нам надо было как-то зарабатывать деньги. Сначала мы налаживали выпуск того, что попроще: буклетов, листовок, блан­ков. Сейчас уже изготавливаем огромный спектр пе­чатной продукции и удовлетворяем все потребности нашего университета», – рассказывает Марсель. По его мнению, одно из перспективных решений для ву­зовских учебников – интегральный переплет: вместо обложечного картона в нем используется хром-эрзац с припрессованной пленкой. Учебник получается более дешевым и более легким. По постановлению правительства Москвы эта технология уже два года активно применяется в школьных учебниках, но для вузовской литературы решения об использова­нии интегрального переплета пока нет. Между тем, это было выгодно как заказчику, поскольку требует меньше вложений, так и типографии. «Процесс про­изводства становится куда проще и быстрее: напри­мер, сейчас мы изготавливаем 1000 крышек в смену, а при такой технологии можно делать до 5000 в час, – говорит Марсель. – Мы только начинаем выпуск та­кой продукции. Сейчас у нас заказ на книжку о Мос­ковском университете тиражом 6000 экз., мы готовим ее уже в интегральном переплете. Эту книгу ректор 1 сентября раздаст всем первокурсникам».
 
Каждому по учебнику
Еще одним способом сохранить шаткую гармонию между «приоритетными» заказами от родного вуза и приносящими наибольшую прибыль от сторонних клиентов является развитие цифровой печати. В вузовском книгоиздании много малых тиражей, от нескольких десятков до двух-трех сотен экземпля­ров. Это нерентабельно для офсетного оборудования. «Такая печать должна выполняться в очень сжатые сроки, – рассказывает начальник управления инфор­мационных ресурсов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Александр Иванов, стоявший у истоков создания цифрового типографского центра при этом вузе. – У нас издается очень большой ассортимент, около 600 наименований книг и брошюр в год. И, конечно, все это выпускать как прежде, офсетным способом или ризографией, стало проблематично». Сейчас цифровой центр – это пол­ноценное производство на базе Хerox DoсuColor 5252, Хerox DoсuTech 6100 и Xerox iGen3, и Александр видит будущее университетского книгоиздания именно в ак­тивном использовании цифровых технологий. «Есть данные европейских аналитиков: ежегодно прирост оборудования для печати по требованию составляет 2–3%. А что касается офсета, то там, наоборот, сни­жение на 1,5–2%», – говорит он. С ним не согласен Марсель Шарифуллин: «Мне кажется, что вузовская типография должна иметь два отдела: офсетный и цифровой. В плане себестоимости цифра выгоднее при тиражах до 300 экз. У нас цифры пока нет, но я го­товлю ТЗ о техническом обосновании необходимости такой покупки. Это логично: у МГУ огромные библио­теки, а перепечатать все книги большими тиражами невозможно: дорого и долго, места не будет хватать. Если оцифровать архивы вузов и печатать книги по мере необходимости, это было бы хорошо. Можно даже открыть интернет-портал, на котором студент мог бы заказать любую книгу хоть в одном экземпляре и получить ее в типографии. Но это не означает, что потребность в больших тиражах учебников, для кото­рых наиболее пригоден офсет, отпадет». Кто прав – по­кажет время, но то, что сегмент производства учебной литературы не стоит на месте, видно уже сейчас.

 История типографии МГУ Типография МГУ – новое старое предприятие 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин