На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Интегральный переплет

Если спросить у людей на улице о том, какие бывают книги по способу их изготовления, то большинство назовет лишь два основных вида: книги в мягкой обложке и в твердом переплете. Наиболее эрудированные, а также молодые родители, вспомнят еще о картонных клееных книжках для детей. В то же время за рубежом почти все назовут еще один современный тип книг – издания в интегральном переплете. Сейчас доля такой продукции в Европе и США уже подбирается к 15% от общего объема выпускаемой книжной продукции, что лишь ненамного отстает от доли твердого переплета. Так что же такое интегральный переплет и почему мы так мало о нем знаем?
 
Термины и определения
Надо сказать, что термины «интегральный переплет» и «интегральная обложка» не прижились еще даже среди полиграфических специалистов. Другие называют подобную продукцию голландским переплетом, гибкой или псевдотвердой обложкой и т.п. В технической литературе и даже во всезнающем Интернете об этом практически нет упоминания. В тоже время зарубежные эксперты считают интегральный переплет одним из важных технологических открытий последнего времени и пророчат ему блестящее будущее. По крайней мере его растущая доля на рынке и вытеснение им альтернативных способов изготовление книг заметны уже сейчас.
Начнем с выяснения причины его появления. Казалось бы стандартные мягкий и твердый полностью удовлетворяют всем нуждам как издателей, так и читателей. Твердый переплет презентабелен, прочен и долговечен, а мягкий технологичен и дешев в изготовлении. Но люди всегда хотят большего (как говориться, скрестить ежа и ужом). И одним из таких компромиссных решений, объединившей в себе преимущества двух этих способов изготовления книг и явился интегральный книжный переплет. Новые книги объединили такие достоинства твердого переплета как презентабельность, прочные прошитые нитками блоки, жесткую обложку с технологичностью, малым весом и низкой себестоимостью мягкой обложки.
Внешне книги в интегральном переплете почти не отличимы от классических изданий в стандартном переплете, а внутреннее устройство их значительно проще. Как извесно стандартная переплетная крышка 7БЦ (рис.1) содержит тяжелые картонные сторонки и отстав, обклеенный тонким переплетным материалом (бумвинил, или ламинированная предварительно запечатанная бумага) и требует для своего изготовления множество операций. Вот их список:
  • раскрой картона и переплетного материала
  • нанесение клея на покровный материал
  • загибка кантов крышек
  • сборка крышек
  • прессование крышек (каландрирование)
  • отделка крышек (тиснение или другое)
  • кругление корешка крышки.
Каждая из этих операций выполняется на отдельных полуавтоматических либо ручных машинах и требует отдельного оператора. Часть их можно автоматизировать полностью за счет использования автоматических машин, но в любом случае производительность такого производства составляет 100-500 крышек в час.
Интегральная же переплетная крышка (рис 2) в этом отношении устроена значительно проще. Она состоит из единого листа картона (предварительно запечатанного и ламинированного) с загнутыми и приклеенными кромками и биговкой по линиям корешка. За счет выбора толщины картона (плотностью от 200 до 500 гр/кв.м.) и ламината можно придать ей необходимую жесткость.
 
Технологическая цепочка по изготовлении интегрального переплета состоит из операций вырубки, загибки и приклейки кромок. Все эти процедуры выполняются на одной-двух машинах в автоматическом режиме с высокой производительностью, до 10000 крышек в час. Для работы достаточно 1-2 операторов.
Все остальные процессы изготовления книг (печать блока и обложки, фальцовка, подборка сшивка блока, вставка блока и переплетную крышку) как в твердом, так и в интегральном переплете одинаковы.
 
Историческое отступление
 
Причины возникновения новых видов книг в Европе легко объяснимы, если вспомнить о популярности книг в твердом переплете и сокращении объемов выпуска таких изданий по техническим причинам. Как уже упоминалось выше, процесс изготовления классических книг очень трудоемок, требует использования дорогостоящего оборудования, больших производственных площадей и многочисленного персонала. А сами книги в твердом переплете наряду с прекрасным внешним видом и возможностью разнообразной отделки получаются достаточно массивными и не очень удобными в использовании. Особенно если речь идет об учебной и технической литературе повседневного использования. В то же время, несмотря на эти минусы, издатели и авторы не согласны получать свои книги в мягком переплете из-за его не броского внешнего вида и недолговечности. Как рассыпаются в руках дамские романы, думаю, помнят все.
Эту потребность издателей смогли удовлетворить европейские полиграфисты, вспомнившие об интегральной переплетной крышке, изобретенной и запатентованной еще в далеком 1949 году президентом голландской ассоциации производителей книг г-ном де Гаем (d’Huy). Тогда же в Амстердаме было создано первое оборудование для производства интегральных крышек. Как и многие другие известные изобретения, интегральный переплет появился на свет раньше времени, и пролежал невостребованным более 30 лет. Только 80-х годах прошлого столетия о нем вспомнили. Перед конструкторами начали ставиться задачи на изготовление современных машин для интегральных крышек. Поскольку патентовалась конструкция, изобретенная в Голландии, во Франции и Италии такой переплет стали называть «голландским» (“Dutch cover”, “copertina olandesi”). В других странах (Германия, Австрия, Англия и США) его назвали «гибким» (“flexible cover”, “flexocover”), подчеркивая главное отличие от твердого переплета (“hard cover”) – способность сгибаться. 
Термин «интегральная переплетная крышка» («интегральный переплет») придумал известный европейский специалист в области производства книг Эрнст Рихтер. Он исходил из того, что слово “integral” (полный, цельный, неотъемлемый) как нельзя лучше отображает главную особенность интегральной переплетной крышки – в отличие от всех других типов твердых крышек она состоит из одной-единственной детали. Термин появился позднее, чем сам переплет, но не только «прижился» в России и странах Восточной Европы, но и был признан всеми производителями оборудования. Например, итальянские компании Fidia и Petratto, а также американские Moll и Kluge пользуются именно этим термином.       
 
Преимущества и применение
 
С точки зрения долговечности интегральный переплет занимает промежуточное положение между твердым и мягким переплетами. Сохраняя практически все преимущества «твердого», интегральный переплет лишен его недостатков. Выше уже упоминалось, что твердая крышка, состоящая из нескольких деталей, сложна в изготовлении, много весит и, естественно, ее себестоимость гораздо выше интегральной. Для интегральной крышки требуется одна-единственная заготовка из достаточно легкого картона, за счет чего вес книги может быть снижен на 15-20%.
Будучи прочной, интегральная обложка сохраняет гибкость и, так же как твердый переплет, может подвергаться любым видам отделки, включая наиболее популярные в книжном производстве ламинирование и тиснение фольгой. Причем ламинировать можно не только прозрачной, но и металлизированной пленкой, на которой сверху осуществляют цветную печать. Далее (в зависимости от фантазии дизайнера) сверху на пленку с изображением может быть дополнительно нанесен специальный лак, который сделает металлизированную обложку, как бы светящейся изнутри. Такая металлизация выглядит гораздо наряднее, чем печать пятой металлизированной краской.
На интегральной обложке можно выполнять конгревное тиснение фольгой или блинтом и другие виды отделки.
На сегодняшний день интегральные обложки получают наибольшее распространение там, где важно сохранить «престиж твердого переплета» и в то же время снизить вес книги и ее стоимость. Это школьные учебники, учебная и методическая литература, всевозможные путеводители и справочники, технические инструкции, книги по кулинарии и т.п. В России интегральные переплеты пока не так популярны, как на Западе. По моей информации всего несколько книжных типографий («Московские учебники», Издательство «Новости», «Локус Станди», «Ульяновский Дом Печати», «Тверской полиграфкомбинат», «Смоленский Дом Печати», «Пермская типография», ростовский «Профпресс», «Типография МГУ») обзавелись оборудованием для их производства, но интерес к новой технологии среди отечественных полиграфистов растет день ото дня. Пока основными заказчиками книг в интегральных обложках являются издательства, выпускающие школьную и учебную литературу. Существуют мнение, что учебники для начальных классов могут перевести на интегральный переплет в директивном порядке. По крайней мере, это уже произошло во Франции и других странах Европы, специальное постановление подготовлено в этом году Московском правительстве. Это правильно (родители школьников поймут меня), я, например, сам с заметным напряжением поднимаю портфель своей 10-летней дочери, который она вынуждена таскать целый день.
От мягкого, интегральный переплет своей презентабельностью и практичностью ушел также далеко, как и твердый. Поэтому нет необходимости перечислять отличия между ними. В то же время, в отличии от твердого переплета, он сохранил за собой и большинство достоинств мягкой обложки: технологичность изготовления, низкую себестоимость и вес, компактность используемого оборудования, минимум персонала и рабочих площадей для его изготовления.
Подытоживая этот раздел можно сказать, что интегральная крышка занимает промежуточное положение по массе, технологичности и себестоимости между твердым и мягким переплетом и сохраняет презентабельность и долговечность твердого переплета.
 
Технология изготовления и оборудование для интегрального переплета
 
Для изготовления интегральных обложек используют специализированное оборудование.
Собственно весь процесс состоит из следующих этапов:
1) вырубка заготовки,
2) биговка мест будущих сгибов,
3) фальцовка и склейка
Обычно все эти операции производятся на двух двух машинах: 1) штанцевальном (вырубном) аппарате и фальцевально-склеивающей (или биговально-фальцевально-склеивающей) линии.
Рис 3. Техпроцесс изготовления интегрального переплета
Рис. 4 Форма вырубки заготовок под интегральную переплетную крышку.
На универсальной биговально-фальцевально-склеивающей линии осуществляется предварительная биговка парами дисковых ножей. После биговки на клапаны наносят клей двумя клеевыми аппликаторами. Далее заготовку фальцуют, опрессовывают, и она поступает в приемку. На других машинах биговку осуществляют на предварительном этапе в процессе вырубки картонных заготовок, а остальные процессы производят на фальцевально-склеивающей линии. Профессиональные линии (рис 5.) делают достаточно длинными, чтобы каждая заготовка могла быть предварительно согнута-опрессована-разогнута по линиям биговки, затем ее клапана промазаны клеем, согны вновь и прижаты к основной крышке. Производительность таких машин достигает до 10000 листов/час.
Рис. 5. Фальцевально-склеивающая линия Fidia Combi-Unica
Обычно интегральную крышку изготавливают в два прогона: сначала заклеивают два клапана по одной стороне, затем по другой. Но, если фальцевально-склеивающую машину дооснастить дополнительным перпендикулярным модулем (например, Fidia Dokki), можно изготавливать интегральные крышки в один прогон. Следует заметить, что на подобной машине можно производить не только интегральные крышки, но и различные виды конвертов, коробок и папок. На рисунке 6 показан вид продукции, которую можно, например, выполнить на фальцевально-склеивающей линии Fidia Combi-Unika.
Рис 6. Виды продукции, которую можно выполнить на Fidia Combi-Unika
Все остальные технологические операции для производства книг в интегральном переплете (и соответствующее оборудование) такое же, как и в традиционном производстве книг в твердом переплете.
 
Полуинтегральный переплет
Если увеличить размер клапанов по короткой стороне обложки и оставить их не заклеенными, то вместо интегральной переплетной крышки мы получим «полуинтегральную». Такой вид обложки также достаточно давно придумал и запатентовал владелец крупной французской переплетной типографии г-н Десмолие (Desmouliere). Будучи по профессии летчиком, он назвал этот переплет “Full Flaps”, что означает в авиационной терминологии полностью выдвинутые закрылки у самолета.  
Известно, что клапана очень любят издатели, как дополнительное рекламное или информационное поле. Естественно, что в этом случае полуинтегральная обложка уже запечатывается с двух сторон. Легко догадаться, что изготовить полуинтегральную обложку можно на той же самой фальцевально-склеивающей машине, на которой изготавливаются и интегральные переплетные крышки.            
Поскольку полуинтегральная обложка мало чем отличается от мягкой обложки с клапанами, то она пока не получила такого широкого распространения как интегральная. Тем не менее, в Европе имеется специально созданная компания широко пропагандирующая этот вид переплета и верящая в его большое будущее. Основные области применения – это книги для частого и интенсивного использования: путеводители, книги по кулинарии, технические инструкции по эксплуатации. Если на клапане, сделать с определенным отступом продольный биг, то тогда клапан будет еще выполнять и функции закладки, что удобно при чтении перечисленных выше видов изданий.
Заключение
Материал этой статьи предназначен для предварительного ознакомления с новой технологией. И еще раз напоминает нам, что новое, это хорошо забытое старое. Российские полиграфисты движутся в ногу со временем и передовые западные технологии, рано или поздно появляются в нашей стране. Интегральный переплет займет заслуженное место на рынке и те типографии и издательства, которые первыми начнут им заниматься получат заметные выгоды. Активное распространение интегрального переплета началось после Постановления Правительства Москвы от 06.02.2007 №79-ПП (О ходе выполнения городской целевой программы развития образования "Столичное образование-4" на 2005-2007 ГГ. в рамках реализации приоритетногонационального проекта "ОБРАЗОВАНИЕ"): «..... в  2006  году  подготовлены  и  утверждены  предложения  по   разделению  действующих  учебников на  3-4  самостоятельные  части;
   более   4   млн.   экземпляров  учебников  изготовлено   по   новым   технологиям  интегрального переплета, что позволило  облегчить  вес  учебника для начальной школы».
Такие же постановления готовятся и в других региональных центрах. Таким образом, процесс распространения книг в интегральном переплете, начавшись в Москве, постепенно захватывает всю Россию и, думаю, что уже в ближайшие годы для ни для кого не станет откровением вопрос о таких книгах.
Шарифуллин Марсель,
Использованная литература:
1) Статья «Интегральное будущее идеального переплета»,  Анатолий Новожилов (зам. директора компании «МТ-Инвест»)

Журнал «Формат» №7 (29) октябрь 2007 г.


 Идеальная типография… Бренд на замке 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин