На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Идеальная типография…

Вступление
Пять лет назад я написал статью про одну замечательную типографию, которая поразила меня динамикой своего развития. Ее руководители основали бизнес, на основе копирования зарубежного опыта лучших типографий Германии, Португалии и Японии. Сейчас, я вновь возвращаюсь к этой теме и предоставляю на ваше усмотрение материал не столько про конкретную передовую типографию, а вообще об идеальном полиграфическом предприятий в общем смысле. Каким оно должно быть и что именно отличает его от сотен подобных же типографий страны?
Общеизвестно, что полиграфический рынок, как и многие другие, является очень конкурентным. Почти 6000 государственных и частных типографий соревнуются друг с другом за прибыльные заказы, и ради этого готовы применять любые методы, включая и запрещенные: снижать цены, переманивать ценных сотрудников и т.п. Иногда мы наблюдаем случаи банкротств предприятий из-за тактических и стратегических ошибок в их развитии. Чаще же успешные типографии растут, увеличивая свои площади, парк оборудования, объем и спектр оказываемых услуг. Дальновидные руководители типографий во многом себе отказывают, и пускают заработанную прибыль в закупки нового высокопроизводительного оборудования, привлечение опытных сотрудников, автоматизацию производственных процессов. Они ищут и находят долговременных партнеров (заказчиков, поставщиков оборудования сервисных предприятий) и развиваются вместе с ними.
Как показывает практика, наиболее успешно развиваются частные предприятия, которые находились в худших стартовых условиях, нежели госпредприятия. Несмотря на аренду помещений по коммерческим ценам, и покупки оборудования за свои кровные, они показывают лучшие примеры живучести и хваткости. Возможно изначальная установка на выживание позволяет им сохранить высокие темпы своего развития уже и после того, как они набирают вес, становятся средними и крупными предприятиями в своих регионах.
Как правило, лучшие типографии растут не только в количественном отношении: занимают дополнительные свободные площади в арендуемых зданиях либо покупают помещения в собственность, обрастают новыми современными машинами, увеличивают численность своего персонала. Но главное, они и дальше растут в качественном отношении за счет грамотной организации дела, использование внутренних резервов и мотивации персонала.
Например, одна из частных типографий гордилась рекордом своих печатников, которые делали по 28 приладок в смену на полуформатной  многокрасочной печатной машине. Казалось бы, живи и наслаждайся такими результатами. Так нет, через год этот рекорд возрос до 43, а затем до 50 приладок в смену. Из машины и допечатного участка было выжато практически все. Зональная подача краски настраивалась автоматически по данным из препресса, настройка на совмещении вообще исчезла как явление, так как автоматическая пробивка пластин на СТР и автоматическая смена форм на печатной машины были подстроены друг к другу с точностью до сотых долей миллиметра. Уже десятый пробный оттиск без дополнительных манипуляций печатника был тиражным по цветопередаче и совмещению. Печатник довел все свои рабочие операции до полного автоматизма. Казалось бы все, предел достигнут...
И, тем не менее, была в очередной раз подтверждена справедливость выражения, что пределов совершенству не может быть. На сегодняшний день последним достижением печатников той типографии является уже 68 разных приладок, выполненных за одну 12-тичасовую смену на одной пятисекционной полуформатной печатной машине. Этот рекорд был установлен полгода назад, тиражи в среднем содержали от 500 до 1500 листов, и были выполнены с тремя сменами типа бумаги. Причем, у меня теперь уже пропала уверенности, что этот рекорд не удастся превзойти. Несмотря на то, что он просто не укладывается в голове. Ведь 68 разных тиражей за одну смену означает, что в среднем печатник и его помощник выполняли полную смену печатных форм на всех секциях машины, приладку и собственно печать каждого тиража всего за 10 минут. Попутно они успевали догрузить или сменить тип бумаги, выгрузить готовую продукцию и постоянно контролировать процесс печати. И так все 12 часов подряд без перерывов на обед, покурить и сходить в туалет (ибо если считать и эти простои, то среднее время печати тиража станет еще меньше).
Если же говорить о сменном рекорде, выраженном в листопрогонах через одну машину, то и здесь пора вызывать специалистов из книги Гиннеса. Последнее достижение  – 146 000 листопрогонов через ту же полуформатную машину в одну 12-ти часовую смену. Для полноты информации скажем, что рекорд был установлен в ноябре 2006 года, в один из моментов авральной загрузки типографии. В рекордную смену на машине было отпечатано всего четыре разных больших тиража. Осмыслить эту цифру и подсчитать среднюю скорость работы машины можете самостоятельно.
Можно ли назвать такую типографию идеальной? Думаю, что нет, ибо идеала не существует, но она приблизилась наиболее близко к этому термину. Дальше мы абстрагируемся от конкретных предприятий, и подумаем, какими чертами и особенностями должна выделяться среди других идеальная типография.
Современное оборудование
Думаю, Вы со мной согласитесь, что идеальная типография должна быть оснащена современным оборудованием. Кроме больших возможностей, высокой производительности и оперативности новая техника имеет еще одно важное преимущество – она уменьшает воздействие на производство т.н. «человеческого фактора». Именно по этому пути всегда шли и идут лучшие западные типографии. Их там к этому подталкивала высокая стоимость рабочей силы и социальный пакет, который гарантирован местным законодательством, а у нас этот фактор начинает сказываться только сейчас и то лишь в крупных городах. Многие уважаемые мной полиграфисты, например, до сих пор уверены, что если пять ручных тигельных вырубных прессов лучше одной штанцмашины (втрое дешевле и вдвое производительнее). При этом они упускают из вида, что их ручные тигеля вместе с бумажными полуфабрикатами занимают значительно больше площади и не дают никакой уверенности в получаемом качестве и сроке выполнения заказов. Что серьезный заказчик после пары ошибок просто уйдет в соседнюю типографию с автоматическим оборудованием. В одной из моих статей «Почему полиграфисты покупают новые печатные машины?» (смотрите на моем сайте www.marsel.ru) анализировалась разница между покупкой новой и б/у печатной машиной и приводил доводы в пользу автоматизации оборудования. В результате выяснилось, что все преимущества новой четырехкрасочной малоформатной машины сводятся к экономии порядка 20 мин на каждой приладке. Что с одной стороны казалось бы чепуха, у нас иногда печатники после успешного тиража перекуривают больше времени. Но с другой, если посчитать деньги, то выясняется, что владелец нового оборудования в год может получить более 200000$. Это с лихвой покроет разницу между старой и новой машиной, и в плюсе у него останется окупленное современного оборудование и репутация оперативного высококачественной типографии.
Автоматизированное современное оборудование дорого, кроме этого оно требует более высокой квалификации операторов, но если вы хотите, чтобы ваша типография считалась передовым, и к вам шли по настоящему крупные клиенты, другого пути развития нет. Уходит время волшебников, печатающих качественный полноцвет на Ромайорах.
Высокая планка требований
Кроме наличия современного оборудования важно правильно им пользоваться. В одной типографии мне пришлось быть свидетелем использования дорогущего денситометра в качестве груза для прижатия пленки, люди там не имели элементарных навыков работы с ним по прямому назначению. Какой смысл в высокоавтоматизированной печатной машине, если печатник боится ее разгонять выше половины максимальной скорости? Признайтесь честно обладатели машин с выносными пультами управления, кто из вас задействовал имеющийся дисковод или считыватель магнитных карт для сохранения настроек печати или переноса данных на машину из допечатного участка? А ведь за эту возможность выкладывались значительные средства при покупке машины.
Поэтому идеальная типография изначально должна приучить своих сотрудников к работе «на максимальных оборотах» оборудования. Не важно, что печатник из-за высокой скорости машины не может на глаз определить качество оттисков в приемной стопе. Для этого существуют специальные приборы и приемы работы.
Качество печати всегда должно соответствовать самым жестким нормативам ISO 12647-2, приладка должна укладываться в отведенный норматив времени. То же самое касается и нормативов по отходам бумаги и других расходных материалов. Надо не только выдерживать требования стандартов, но и превосходить их.
Идеальная типография должна не только хорошо, но и много работать. Стандартным для нее режимом должно быть 24-часа в сутки, 7 дней в неделю, без праздников и выходных. При этом, конечно для сохранения живучести, может быть «планово недозагружено» порядка 5% возможностей оборудования и персонала. Это важно на случай форс-мажора: любая техника может неожиданно отказать, или крупный заказчик подбросить неожиданную дополнительную работу. Ведь идеальная типография не должна отказывать любимому клиенту или опоздать со сроком сдачи заказов.
Идеальная типография должна быть хорошо защищена в плане сервисной поддержки. Лучше, если с сервисной фирмой или подразделением поставщика оборудования будет заключен сервисный контракт, по которому инженеры обязуются в заданный срок выехать на решение технических проблем. Тогда все внеплановые остановки типографии будут сведены к минимуму. Кроме этого, идеальная типография должна иметь хороших партнеров, к которым в случае чего сможет перебросить горящий заказ. Правда это входит в противоречие с законами конкуренции, так как идеальная типография априори «кость в горле» у коллег по региону.
Специализация
Никто не может делать разные дела одинаково хорошо, даже придуманная нами идеальная типография. Поэтому важно. Что бы она нашла себе правильный сегмент рынка (тот вид продукции, который у не получается лучше всего) и совершенствовалась именно в этом направлении. Закупаемая техника и аксессуары к ней должны в первую очередь работать на этот выбранный сегмент рынка. Люди должны подбираться и обучаться с прицелом именно на эти заказы. Таким образом, типография должна стать лучшей в своем регионе по выпуску данного типа продукции. Сам вид продукции может быть любой: печать каталожно-журнальной, календарной, газетной, рекламной, упаковочной, этикеточной, папочной продукции или еще чего другого. Важно, чтобы эта продукция была достаточно массовой и востребованной рынком.
Если все делать правильно, постепенно наша идеальная типография расширит свою рыночную долю или вообще вытеснит с этого выбранного сегмента всех основных конкурентов.  Это будет ее «фишкой», на которую будет идти основная масса заказчиков. Разумеется, клиенты не будут ограничиваться только данным видом продукции и типографии придется выполнять и «сопутствующие заказы», печать заказы другого типа и тем самым получать дополнительную прибыль. Важно только, чтобы погоня за дополнительным рублем не убила саму идею специализации предприятия. Более того, идеальная типографии должна уметь отказываться даже от прибыльных заказов, если они не ложатся в заранее выбранную стратегию. Например, идеально настроив производство на производство каталогов и журналов тиражами от 500 – 3000 экз. надо уметь отказываться не только от не совсем профильных для типографии упаковочных заказов (ибо картоном можно убить машину), но и от тех же журналов, если их тиражи превосходят заданные границы. Иначе можно потерять не только дополнительную прибыль (не для кого не секрет, что типографии финансово выгоднее печатать несколько коротких тиражей, чем один длинный), но и потерять заказчика на оперативную печать, пока ваша машина будет занята большим тиражом.
Выдерживание обещаний
Идеальная типография должна браться и обещать сделать своим клиентам только то, в чем действительно уверена. Это касается и качества выполнения работ, и цен и сроков их исполнения. Причем, как показывает практика, цены в этом списке постепенно теряют свое приоритетное значение. Современным клиента намного важнее, если они будут на 100% уверены в том, что их заказ будет выполнен точно в срок (причем, измерения должны вестись не в днях, а в часах) и с заранее оговоренным качеством, чем дополнительные скидки в ценах вкупе с необязательностью типографии. Репутация зарабатывается годами, а теряется в миг. Идеальная типография никогда не должна это забывать и для нее саамам дорогим должен быть ее имидж на рынке, а не лишняя сиюминутная прибыль.
Для реализации этого правила как раз и требуются те самые 5% загрузки оборудования, которые лучше держать в резерве. Важно, чтобы все ключевые единицы оборудования должны быть задублированы.
Если несмотря ни на что проблема случилась (а от них никто не застрахован), то идеальная типография должна максимально принимать сторону клиента и при необходимости мириться со своими потерями на переделку тиража.
Это конечно прописные истины, но, к сожалению, много предприятий руководствуются этими правилами лишь на словах, а не на деле.
Снижение издержек
Если внешние параметры идеальной типографии (тип и количество оборудования, персонал и т.п.) скопировать и перенести на другое полиграфическое предприятие, не думаю что последнее сразу превратится в идеальное. Скорее всего, оно просто разорится, не сумев справиться с непосильной ношей.
Один из главных ключей к успеху любого предприятия скрыт от посторонних глаз. Это борьба руководства и сотрудников предприятия за сокращение внутренних издержек. В частности, именно это и привело вышеупомянутую мною типографию к оптимизации работы допечатного и печатного участков, в результате которой из обихода печатников полностью исчез процесс совмещения красок. Изготовленные на допечатной участке пластины, после установки в печатную машину (с помощью полуавтоматической системы RyobiRPC) позволяли сразу начинать печать оттиском с точным совмещением красок между секциями и оборотом. Для этого сначала на предприятии  использовался сканирующий автоматический пробойник форм, пробивающий штифтовые отверстия с точностью 0.01 мм на уже готовой печатной форме по имеющимся крестам регистрации. А затем, с появлением устройства СТР, эту же функцию начала выполнять встроенная в него система штифтовой приводки и идеально отлаженный процесс перфорации пластин. Далее эта же типография продолжила свою оптимизацию уже на фронте цветопередачи. На допечатном участке была внедрено и отлажено программное обеспечение, позволяющее строить красочные профили каждого печатаемого тиража и передавать их на печатную машину в понятном ей формате для автоматической предварительной регулировки зональной подачи краски на всех секциях. Жесткими организационными мерами в практику печатников ввели работу с данными профилями: он обязан получать с допечатного участка кроме комплекта формных пластин еще и дискету с записанными предварительными настройками печатной машины. В результате минимизировалось и без того малое время подготовительных работ перед началом печати тиража. Если не с первого, то уже с десятого листа печатник начал выходит на тиражное качество.
Модернизировались и сами печатные машины типографии. Для ускорения времени закрепления красок и возможности работы на больших скоростях, машины оснастили встроенными ИК-сушками. Крейсерские скорости печатных машин достигли 13000-15000 листов в час на обычной бумаге и 12000 на плотном картоне.
Разумеется, при таких скоростях становиться нереально проверить качество выходящих с машины оттисков, а уж тем более успеть замерить на них цветовые отклонения и внести коррективы в работу машины. Ведь малые тиражи, которые так любят принимать в работу типографии из-за их высокой рентабельности, пролетают через машину за 5-10 минут. Поэтому следующим шаг модернизации был направлен на решение этой проблемы. На выносных пультах печатных машин установили автоматические спектроденситометры, предназначенные для быстрого сканирования контрольных шкал печатные оттисков. Процесс их использования был тщательно отлажен, на машинах установлено специальное программное обеспечение для мгновенного анализа качества оттисков и автоматического внесения корректив в настройки печатной машины в случае возникновении отклонений в качестве печати. Печатников обязали пользоваться этим инструментов, стимулируя штрафами и премиями.
Представляю работу печатника из идеальной типографии так: из допечатного участка к печатной машине поступает комплект форм для печати очередного тиража и дискета с настройками красочного аппарата машины (либо данные непосредственно поступают в печатную машину по локальной компьютерной сети предприятия). Печатник устанавливает пластины на красочных секциях, пользуясь системой полуавтоматической смены форм, вставляет дискету в дисковод на выносном пульте управления машины и сразу начинает процесс печати с точно совмещенным изображением по крестам и на 90% правильным распределением красок по площади листа. На долю печатника остается довести до идеала подачу краски, пользуясь автоматическим сканированием оттисков, и запуск машину на крейсерскую скорость. В крайнем случае, он может корректировать и совмещение красок в поперечном, продольном или угловом направлении во время печати с помощью соответствующих систем дистанционной приводки на машине.
В процессе печати тиража, время от времени печатник выдергивает листы из приемного стапеля и укладывает их на выносной пульт управления, где автоматический спектроденситометр проезжает вдоль контрольной шкалы оттиска и снимает показания. Прибор замеряет плотность красок, растискивание и подачу увлажнения по контрольной шкале и выводит на мониторе общую диаграмму распределения подачи краски в виде столбиков разной высоты и цвета. Зеленые низенькие столбики говорят об удержании количества краски в пределах нормы, желтые – о выходе на граничные значения, а красные - о недопустимом недостатке или избытке краски на том или ином участке листа. При наличии желтого или красного цвета на диаграмме печатнику остается только нажать клавишу «исправить» на сенсорном мониторе, после чего автоматически производится коррекция подачи краски на проблемном участке. Таким образом, даже при очень коротких тиражах печатники успевают проконтролировать несколько оттисков и оперативно внести коррективы в работу машины. В случае серьезных проблем в цветопередаче, печатник не гонит брак, а успевает замедлить скорость или остановить машину для более глубокой настройки параметров печати.
Главное - люди
Главным в любой типографии является не оборудование и приемы работы, а персонал. Наша идеальная типография в данном контексте не является исключением. Типографию уникальной должны сделать именно они, ее сотрудники: директора типографии, руководители среднего звена, менеджеры и простые рабочие.
Квалификация сотрудников должна соответствовать занимаемой должности и кругу выполняемых обязанностей.
Сотрудники должны любить свое предприятие и предприятие должно отвечать им взаимностью. Люди должны вовремя получать достойную зарплату, у них должны быть хорошо оборудованные рабочие места. Важен хороший микроклимат в коллективе и взаимное уважение сотрудников друг к другу. Одним словом люди должны идти на работу как на праздник и тогда они будут демонстрировать чудеса производительности. Много в создании правильных трудовых взаимоотношений зависит от руководителя и от того, как он относится к самому себе и окружающим его людям.
 
Система автоматизации предприятия
Большим прорыв в развитии для типографии кроме нового оборудования может обеспечить внедрение единой информационной системы, позволяющей автоматизировать все процессы, происходящие в типографии. Надо сказать, что сейчас существует много различных программ автоматизации от отечественных и зарубежных разработчиков. Но как показывает практика, редко какая из них приживаются в российских типографиях. Главным недостатком некоторых  из них является жесткость структуры и невозможность привязать систему к реалиям работы конкретной типографии с конкретным набором оборудования и типовых заказов. Другие же, наоборот, отличаются излишней гибкостью и теоретизированностью, и также оторваны от жизни. С их внедрением работа менеджеров только усложняется за счет необходимости ввода множества избыточных параметров, отнимающих лишнее время. Коробочные продукты слишком просты и не дают необходимой функциональности предприятию, а индивидуальные системы дороги и требуют кропотливой настройки и многочасовой работы инструкторов от фирм-разработчиков по обучению сотрудников типографии работе по новому. Западные системы иногда слишком отвязаны от российских реалий, а российские не достаточно хороши в функциональном плане. В общем, все уверены в необходимости системы автоматизации, но никто не знает, какая из них подойдет лучшим образом для своей типографии.
Одним из решений является создание собственного уникального программного обеспечения с помощью внешнего партнера, имеющего значительный опыт в разработке программного обеспечения в полиграфической отрасли. Для этого в самой типографии работу по этому направлению должен курировать один из ее руководителей, наделенный достаточными полномочиями, чтобы заставить работать предприятие по-новому. Этот куратор совместно с программистами буквально по крупицам должен отладить систему автоматизации полиграфического предприятия.
Разработанная система могут содержать в себе модули по работе и учету клиентов, бухгалтерский модуль, складской раздел, позволяющий автоматически генерировать заказы на бумагу и краску под определенные работы, технологический модуль, сопровождающий каждый заказ через все технологические участки типографии от момента подписания контракта до выдачи готовой продукции. Каждый сотрудник типографии, начиная от менеджера и заканчивая обычными печатниками и операторами финишного и допечатного оборудования, должен иметь доступ в систему, в рамках своих полномочий и выполняемых работ.
Все сотрудники причастные к заказу могут в реальном времени отслеживать ситуацию по прохождению работы через свой участок, видеть свой список предстоящих к выполнению задач, и вносить изменения в систему после выполнения тех или иных операций. Таким образом, руководители типографии и ответственные менеджеры должны видеть объективную картину по выполнению текущих заказов. Они смогут при необходимости вмешаться в процесс, изменив очередность выполнения и приоритеты работ.
По истине кладезем информации такая система станет для руководства типографии. Вся деятельность предприятия станет перед ними, как на ладони. Можно будет получить различные отчеты по выработке всей типографии и отдельных ее участков за определенный период, интенсивность работ отдельных менеджеров, объемы заказов от определенных клиентов, затраты времени и прибыльность разных видов работ, степень загрузки оборудования, качество и интенсивность работы отдельных сотрудников типографии и многое другое.
Главное же, система автоматизации снизит зависимость работы предприятия от субъективных факторов. Даже неожиданное отсутствие по болезни или другой причине ведущего менеджера не нанесет урон предприятию, так как все его контакты, текущие и планируемые работы ведутся будут вестись не в личном блокноте или его памяти, а в единой системе предприятия. К тому же болезнь сотрудников перестанет быть проблемой и по другой причине: хорошая информационная система должна дать персоналу возможность удаленной работы через Интернет.
После полного же внедрения информационной системы заказчики идеальной типографии получат множество выгод для себя. Все клиенты, несмотря на их количество и авральные сезоны могут быть уверены, что любые их просьбы и пожелания при приемке заказа не будут забыты. Расчет цен всегда будет производиться по оптимальным алгоритмам, полностью исчезнут ошибки и просчеты, невыполнимые обещания менеджеров. Каждый принятый в работу заказ будет выполняться жестко в оговоренный срок, так как вместе с его оформлением система автоматически зарезервирует бумагу и все необходимые расходные материалы, время работы конкретных единиц оборудования и сотрудников, которым предстоит выполнять работу над ним. В будущем планируется, что каждый клиент сможет с помощью этой информационной системы контролировать ход выполнения своих заказов в реальном времени через Интернет, даже не прибегая к услугам ответственного менеджера. Таким образом, кроме высочайшего качества клиенты идеальной типографии получат еще минимальное время выполнения своих заказов, и объективный инструмент для контроля их выполнения.
 
Заключение
В заключении, еще раз хотел бы повторить фразу, что ничего идеального не существует. Но к этому все равно надо стремиться. При наличии сильного желания можно стать лучшим в своей области деятельности, если не везде, то хотя бы в своем городе, области, регионе и так далее. Главное действовать, а не ждать у моря погоды. Надо учиться у лучших, перенимать их опыт и превосходить их.
В своей короткой статье, наверняка я забыл перечислить еще множество необходимых черт идеальной типографии. Но не в этом суть, остальное можете додумать сами и именно это станет вашим кноу-хау, о котором никто не узнает… Ведь к идеалу, как к вершине горы, можно стремиться с разных сторон, по своему. Пусть ваше движение на этом пути будет удачным.
Шарифуллин Марсель
август 2007 г

 Типография МГУ – новое старое предприятие Интегральный переплет 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин