На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Ситуация в отечественной полиграфии. Тенденции развития отрасли в России и мире

мой доклад на конференции в Ростове на Дону

Чтобы не затягивать, начнем наш разговор с момента кризиса 1998 года. Как ни странно, тогда наряду с множеством негативных моментов (взлетом цен, остановкой производств, безработицей, банкротством финансовых организаций и т.п.), были отмечен и положительный результат. Впервые за годы перестройки промышленность России начала подавать признаки жизни. После небольшой паузы, начали подниматься полиграфические предприятия. Некоторые из них (например, упаковочной направленности) практически не останавливались, а даже наоборот столкнулись с очередями заказчиков, повернувшими свои заграничные заказы в сторону отечественных предприятий. Другие, занимающиеся традиционной полиграфией, периодикой и рекламно-представительской продукцией пребывали в спячке подольше. Но и они максимум через полгода вернулась к своим прежним объемам. Большие деньги, крутившиеся прежде в более выгодных банковых и финансовых сферах, пошли в промышленность, в том числе и полиграфическую.

Уже с середины 1999 года начался устойчивый рост в экономике страны и полиграфической отрасли России. Наибольший пик подъема полиграфии пришелся на 2001 год, когда полиграфия по общему показателю роста - 25% - вышла на второе место среди всех видом промышленности, пропустив вперед только малоизвестную микробиологию. По диаграмме на рис 1 видно, что идущие следом отрасли (пищевая промышленность, машиностроение, нефтехимия, химия и др.) так или иначе связаны с полиграфией либо как поставщики сырья, либо как потребители полиграфической продукции. Что также свидетельствовало о благополучии в нашей отрасли. Этот период можно назвать поистине "золотым" для нашей отрасли: появилось множество новых предприятий, существующие прежде в разы увеличили свои активы. В страну ввозилось огромное количество нового оборудования, заработали прогрессивные финансовые схемы, кредитование, лизинг и т.п. практически все сферы полиграфического производства (газеты, журналы и каталоги, книги в мягком и твердом переплете, этикетка, картонная упаковка, гибкая полимерная упаковка, простая акцидентная, рекламная и представительская продукция и т.п.) демонстрировали уверенный рост.

К сожалению, как и все хорошее, это не продолжалось долго, уже в 2002 году ситуация в стране немного изменилась. По статистическим данным, полученным по результатам первого полугодия текущего года, полиграфическая отрасль хотя и не далеко отошла от пьедестала (4 место среди всех видом промышленности), но цифры роста уменьшились значительно. Так в 2002 году наша отрасль показала общий рост порядка 5.6%, что почти в пять раз ниже прошлогодних темпов. Можно сказать, что такое замедление роста характеризуют стабилизацию отрасли, но есть скептики, которые видят в этом признаки нового кризиса. Не считаю, что нас ждет новое потрясение наподобие 17 августа, но тем не менее какие-то изменения в худшую сторону рыночной ситуации могут произойти. Оставшуюся часть доклада я как раз хотел посвятить анализу этой ситуации и порекомендовать какие-то очевидные подготовительные действия для руководителей полиграфических предприятий, но прежде скажу пару слов о причинах такого снижения темпов роста.

Дело конечно не только в том,что ужесточились требования к качеству продукции или участились случаи демпинга цен на конкурентном рынке. Хотя и это внесло свой вклад в текущий процесс. Наиболее заметная причина - это наше несовершенное налоговое и таможенное законодательство, связанное с полиграфическим производством. Не лучшим образом на развитии отрасли сказалось отмена льгот в начале года на производство книжной продукции. Таможенная политика государства вообще не поддается описанию. Мы все знаем, что большинство расходных материалов и почти вся мелованная бумага импортируется из заграницы. Так вот, чтобы ввести это сырье российским полиграфистам приходится платить 15% в виде таможенных пошлин. Кроме этого, дополнительные 25%, в виде таможенных сборов и налогов, они платят при покупке современного оборудования. Причем заметьте, речь идет о продукции, которая не производится в пределах страны, поэтому спасение российского машиностроения здесь не причем. В то же время ввозимая продукция западных полиграфистов либо совсем освобождены от налогов (если речь идет о вводе журналов, каталогов, книг и другой полиграфической продукции образовательного характера), либо платят их по минимуму (например, 5% за этикеточную продукцию). В общем получается что западные типографии изначально имеют фору в себестоимости до 30%. Вот такая конкурентная борьба у нас получается благодаря нашим законам. К сожалению, несмотря на все предпринимаемые полиграфистами действия изменить эту ситуацию пока не удалось. Хотя, по исследованиям Союза полиграфистов Санкт-Петербурга, только отмена 15% таможенной пошлины на ввоз бумаги уже через три года могла бы улучшить внешнеторговое сальдо России на $680 млн и увеличить ежегодные поступления в бюджет на $27 млн за счет развития производства. О масштабности этих цифр можно судить по тому, что, например, все ввезенное в 2001 году полиграфическое оборудование оценивалось примерно в $150 млн.

Отвлекаясь от прожектов, поговорим о том, что руководство типографий действительно может сделать для укрепления эффективности работы и устойчивости предприятий. Как показывает мировой опыт, при жесткой конкуренции и снижении цен на продукцию хорошие результаты дает диверсификация производства. Простыми словами, это означает, что надо искать новые направления деятельности, выпускать новую продукцию и т.п. Например, если в типографии стоит рулонная машина надо рассмотреть возможность печати не только газет, но и книжно-журнальной продукции. Если листовая машина загружена печатью больших тиражей этикеточной продукции, рассмотреть возможность выполнения более выгодных рекламных заказов, периодики и т.п. Для этого, возможно, придется модернизировать машину, приобрести дополнительное оборудование и т.п. В этом случае даже при спаде в одном из направлений деятельности фирмы, другие - помогут выдержать трудные времена.

С другой стороны, надо более профессионально подходить к выпуску своей основной продукции. Говоря другими словами - специализировать производство, "копать глубже". Современное оборудование, отлаженные технологические схемы, грамотная организация производства способны поднять рентабельность производства, снизить издержки.

В условиях жесткой конкуренции, при падении отпускных цен на продукцию, лучшую живучесть продемонстрируют развитые крупные производства, оснащенные высокопроизводительным, автоматизированным оборудованием. Например, при печати этикеток средними тиражами никакая однокрасочная машина не сможет на равных конкурировать с четырехкрасочной. Цифровые машины начнут проигрывать традиционному офсету даже при печати оперативной продукции, не говоря уже о других работах (заказчики могут жертвовать временем в пользу цене). Точно так же машина с традиционным чехловым увлажнением или примитивным автоматом равнения будет бессильна "в борьбе" с современным оборудованием.

Соответственно, надо выстраивать парк оборудования, ориентируясь не только на его производительность или формат, но и в первую очередь на эффективность работы по выпуску основных видов продукции. В понятие эффективности мы вкладываем оперативность и качество печати (за срочность и качество можно надбавить цену), удобство обслуживания (можно сократить количество и требования к обслуживающему персоналу), стоимость машины (понятно, чем меньше стоимость, тем раньше окупиться машина и меньше процентов надо будет платить банку или лизинговой компании) и еще много других факторов.

Относительно цены хотелось бы сделать еще одно замечание. Конечно, более современная машина способна приносить больше выгоды хозяину, а раскрученная марка способна привлекать новых заказчиков. Но оборудование, взятое в кредит или лизинг, не в полной мере является собственностью типографии, при прекращении выплат банк может арестовать или отобрать ее. В этом плане, может стоит пожертвовать дополнительной автоматизацией или рассмотреть более доступное по цене оборудование с подобными техническими характеристиками от других производителей. Например, японскую технику вместо немецкой, или вообще качественную азиатскую вместо японской.

Возможно приведенные рецепты покажутся Вам противоречивыми, и в этом есть доля истины. Каждое предприятие должно выбирать свои способы повышения своей живучести. Специализация и диверсификация могут производиться одновременно, если у типографии будет несколько основных направлений деятельности и в каждом из них она постарается стать лучшей в своем регионе. Необходимость покупки современной высокопроизводительной техники легко уживается с жизнью по средствам при правильном выборе оборудования, исходя из критерия цена/возможности, или выгодной схемы платежей. В любом случае, вложение средств в производство всегда более надежно, чем банковские вклады, особенно в кризисные моменты.

Относительно тенденций развития полиграфии в мире можно сказать, что не всегда западные рецепты подходят к российским условиям. Впрочем, также как и наши решения для них. Например, в последние годы на Западе популярна тема цифровой печати. Когда среди американских полиграфистов провели опрос, какой они видят свою типографию в 2020 году, почти половина из них ответила, что цифровой. Недаром почти каждый серьезный производитель офсетного печатного оборудования в мире (Heidelberg, Roland, KBA, Sakuray, Ryobi и другие) отметился в этой сфере. В то же время в России цифровые машины пока не позволяют вселить чувство спокойствия их владельцам. Возможно, в этом повинна низкая стоимость рабочей силы в России, не распространенность передачи данных через Интернет, отсутствие необходимости в сверхоперативных тиражах или низкая культура производства в стране. Но вероятнее всего главная причина кроется в достаточно высокой себестоимости "цифровой" печатной продукции, в разы превышающей офсетную технологию. Чтобы Вы не заподозрили в моих словах корыстных интересов, хочу отметить, что фирма Апостроф, в которой я работаю, известна не только как крупный поставщик офсетного и флексографского печатного оборудования, но и цифровых машин Xerox 2060 и Ryobi 3404DI.

Другая западная тенденция - повсеместное распространение технологии Computer-to-Plate (CtP) - также пока не нашла отражение в российской действительности. На сегодняшний день объем пластин, выпускаемых в мире для установок СtР, составляет 18% от общей их массы. Ожидается, что к 2006 году их доля увеличиться уже до 40%. Продажи фотонаборных автоматов (ФНА) в 2001 году сократились в среднем на 30% в мире, и падают дальше ускоренными темпами. В России пока все установки СtР можно "пересчитать по пальцам". Но, в отличии от цифровых машин, здесь вероятность прогресса выше. Во-первых, постоянно появляются новые бренды с лучшими техническими характеристиками и более привлекательной ценой, во-вторых, постоянно падает стоимость СtР-пластин, в-третьих, польза от оперативности и стабильность качества продукции СtР начинает перекрывать большую цену нового оборудования в сравнении с традиционным формным участком на базе ФНА.

Завершить свой доклад хочу на оптимистичной ноте. Несмотря на некоторое снижение показателей, полиграфическая отрасль всегда будет жить. Наша продукция дает духовную пищу населению и в ней нуждаются также, как в хлебе. Кроме этого без этикеток и упаковки не бывает и насущной пищи. Полиграфия всегда развивалась более быстрыми темпами по сранению с общим уровнем. Мы думаем, что это и дальше будет так. Как будут развиваться ваши предприятия, во многом зависит не только от внешних условий, но и от руководителей. От их предвидения и своевременной реакции на изменяющуюся ситуацию.

Шарифуллин Марсель
сентябрь, 2002 г

Журнал Publish #11 за 2002 г


 Путешествие в Японию Положительная частица НЕ от Ryobi 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин