На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Доклад на конференции «Состояние и перспективы полиграфии в Татарстане».

доклад на конференции в Казани

Здравствуйте, уважаемые дамы и господа. Для начала представлюсь: меня зовут Шарифуллин Марсель, я ведущий эксперт холдинга АПОСТРОФ. Начал свою полиграфическую карьеру в 1993 году в качестве сервисного инженера и прошел весь путь ознакомления с новыми технологиями и оборудованием снизу, как говорится своими руками.

После предыдущих докладов уважаемых фирм может сложиться впечатление, что у нас в стране с полиграфией все нормально. Если не считать мелких проблем выбора оборудования той или иной известной марки. Но на самом деле все не так безоблачно... Для начала приведу некоторые цифры. Согласно статистике, общий объем производства полиграфической продукции (считая количество всех отпечатанных листов) с 1990 года (доперестроечных времен) упал в среднем в 2.5 - 3 раза. Причем для некоторых видов продукции, например книжной, цифры еще более удручающие - в 5 раз. Вдумайтесь в эти цифры, не на 30, 50%, а сразу 500%... Чем это вызвано? Приведу основные причины.

В-первых, это низкая покупательская способность нашего населения, полиграфическую продукцию дорого не продашь, как бы этого не хотелось - народ просто перестанет покупать. Даже в случаях, когда заказчиком типографии является не физическое лицо, а крупная фирма (например, кондитерская фабрика или спиртзавод), все равно в конечном итоге все расходы на полиграфию оплачивает покупатель тех же конфет или напитков, вместе с содержимым упаковки.

Во-вторых, заметно выросла себестоимость полиграфической продукции. Как известно, на современных отечественных предприятиях принято работать с импортными расходными материалами: офсетными пластинами, красками, офсетными полотнами и химикатами. Просто так уж сложилось, что пользование отечественными низкокачественными продуктами может привести к потерянным заказчикам и испорченному оборудованию, а на такой риск предприятия идти не могут. С августовского кризиса 1998 года цены на все эти материалы выросли в 4 раза, пропорционально росту доллара, и пока тенденции к их снижению не наблюдается. С основным сырьевым материалом - бумагой - вообще твориться что-то непонятное. Цены на отечественную бумагу выросли в 3-4 раза уже после кризиса, в 1999 - 2000 годы. Причем заметьте, как лес, так и зарплата работников ЦБК таких темпов роста не демонстрировали. С этой ситуацией предстоит еще разобраться, и по имеющейся у меня информации МАП (Межрегиональная Ассоциация Полиграфистов) и Министерство Печати занято решением этого вопроса. Причины его понятны - если наша бумага пользуется хорошим спросом на международном рынке, то какой интерес производителям оставлять ее в России, а не продавать за рубежом за доллары. Рыночная ситуация отпустила государственные возжи регулирования цен и позволила безболезненно повышать цены на бумагу для отечественных предприятий вплоть до среднемировых.

В-третьих, проблема с оснащением на госпредприятиях. Львиную долю действующего парка оборудования отечественных типографий составляют машины 50-70 годов выпуска, в лучшем случае марок ADAST, ПОЛ и т.п. Существует статистика, что 70% районных газет в нашей стране печатается высоким способом на тигельных или плоскопечатных машинах, которые за границей можно встретить лишь в музеях. Маленькая рентабельность предприятий по вышеназванным причинам не дает возможности предприятиям скопить средства на обновление парка оборудования. А не развитые законы в экономической сфере не оставляют возможности получить деньги в кредит или купить оборудование в рассрочку.

В-четвертых, слабое налоговое и таможенное законодательство также не дает возможности развиваться полиграфическим предприятиям. Вспомните таможенные льготы на печатную продукции, которые несколько лет делали экономически невыгодным производство в России. Когда за ввоз импортных расходников и чистой бумаги приходилось платить гораздо больше, чем за отпечатанную продукцию. Сейчас вроде ситуация изменилась, но как долго пришлось этого ждать.

По сравнению с государственными типографиями немного лучше дело обстоит в частных предприятиях. С момента появления частных типографий (1993-94 год), когда первые предприниматели начали рисковать и закупать дорогостоящее оборудование их количество заметно возросло - сейчас только в одной Москве зарегистрировано более 4000 полиграфических предприятий и рекламных агентств (думаю и в Казани их счет пошел на сотни). С меньшим парком оборудования, площадей и штатом, чем у государственных типографий, они начали играть заметную долю в общем производстве полиграфической продукции. Если вначале это был в основном рекламный рынок, сейчас к нему в большей мере присоединилось производство упаковки и этикетки. Началось осваивание частниками и рынка СМИ: печать качественных журналов, рекламных изданий и т.п. Со слов Фарида Ильдусовича (зам. министра печати Татарстана), выступавшего до меня, уже сейчас в Татарстане 90% этикеточной и рекламно-представительской продукции делается частниками. Общее количество типографий в стране плохо поддается учету, по некоторым оценкам их количество превышает 10000. Тем не менее, радоваться пока рано. Эти цифры не отменяют той статистики, с которой я начал выступление. Общее количество производимой в стране полиграфической продукции также не поддается учету, многие предприятия скрывают свои объемы, чтобы уйти от налогов и зависти конкурентов. Тем не менее, некоторые сравнительные оценки можно сделать. Так одним из критериев может служить общий объем ''пачкаемой'', т.е. потребляемой, в стране бумаги. Посчитать валовый объем производства нескольких ЦБК значительно легче, чем десятков тысяч мелких типографий. Итак, по статистике, в США на душу населения в год потребляется более 300 кг бумаги (в виде газет и журналов, рекламных листков и бумажной упаковки), в Германии, Англии и других ведущих европейских странах порядка 200-250 кг. В нашей же, самой читающей стране мира, - по самым оптимистическим подсчетам эта цифра не превышает 40 кг на одного человека, т.е. в 6-7 раз меньше чем в Америке. Причины тому были названы выше: низкая покупательская способность населения, высокая себестоимость производства и слабая производственная база.

Раз мы коснулись производства, рассмотрим этот вопрос подробнее Существует мнение, что в России нет денег на оснащение типографий. Отчасти это так, но с другой стороны мы регулярно слышим об установках дорогостоящих моделей оборудования (последних разработках офсетных машин и цифровой печати). Возможно, проблема не только в отсутствии денег в государственных типографиях, но и в неправильном их использовании. Известно, что за два миллиона долларов можно купить один многокрасочный Спидмастер или Роланд, 5 машин менее известных японских марок или 30 машин отечественных или китайских производителей. Каждое решение имеет свои преимущества и недостатки и следует более серьезно подходить к этому вопросу. Нельзя огульно отметать те решения, которые кажутся не популярными и не лежат на поверхности.

Учтите, что кроме выбора марки машин или производителя, можно остановиться и на другой технологии. Например, если предприятие должно печатать этикеточную продукцию, можно вообще отказаться от офсета в пользу флексографии, которая имеет явно выраженные преимущества на этом поприще. Это не просто слова, мы проверили это на деле. Компания Апостроф только за последние полгода установила семь флексографских машин, как линейного, так ярусного и планетарного построения. Среди них были 2-6-ти секционные машины с шириной рулонов от 300 мм до 1500 мм.

Другой момент - оборудование second hand. Практика нашей фирмы отмечает поднимающийся спрос на такое оборудование. Из 31 проданной за прошлый год машин Ryobi 25 были second hand. Причина понятна - ведь вместо одной новой машины можно купить два ее аналога, поработавшие 5-6 лет в европейских типографиях c ресурсом 5 - 15 млн. оборотов. Думаю, присутствующие здесь владельцы машин Ryobi 520 серии подтвердят, что такой ресурс только разминка для этих машин. У нескольких казанских типографий машины Ryobi 522 и 525 за три года накрутили уже по 100 млн. оборотов.

Еще один путь развития предприятия - модернизация имеющегося оборудования. Этой теме посвящен целый цикл статей, которые можно посмотреть на моем личной сайте www.marsel.info. Наверняка все вы знаете, что старую плоскопечатную машину можно легко переделать в высекальный автомат. А кто слышал об установке на Ромайор или Доминант порошкового распылителя, ИК или УФ сушки и тем самым придать второе дыхание списанной технике? На некоторые маленькие однокрасочные машины можно установить секцию нумерации-перфорации или головку второй краски. Почти любую офсетную машину можно оборудовать противоотмарывающим выводным барабаном Superblue или SpectrAmerica, заменить увлажняющий аппарат Molleton современным бесчехловым спиртовым увлажнением и т.п. Таких примеров множество, но ввиду ограниченности времени, не буду долго на этом задерживаться.

Про оборудование производства Китай говорить не хочу. Мне кто-то говорил, что в Татарстане это запретная тема. Тем не менее, отмечу, что три десятка проданных компанией Апостроф машин Gronhi за год уже достаточная статистика, чтобы заставить замолчать скептиков, сомневающихся в их надежности. Конечно год это еще не показатель, но установленные машины не показывают признаков ненадежности. А по соотношению цена/возможности этим машинам вообще нет аналогов в мире.

Подобная проблема выбора существует и среди производителей рулонного печатного оборудования (там тоже есть множество марок: немецкие, американские, индийские и отечественные) и надо основательно думать, прежде чем принимать решение о перевооружении типографии. Апостроф поставляет рулонные машины, но не буду заниматься рекламой нашей фирмы. Вообще если с печатным оборудованием ситуация более менее ясная, и многие наверняка воспринимают мой доклад как проповедование азбучных истин, то среди финишного оборудования такой прозрачности нет. По моему мнению, отечественные полиграфисты не знают многих мировых производителей и часто выбирают технику не соответствующую своим задачам. Я, еще в качестве сервисного инженера с 1993 посещал множество типографий и видел абсурдные решения, когда сложнейшие работы выполнялись на офисном оборудовании, которое регулярно выходило из строя. В то же время встречались и противоположные ситуации - на все выделенные средства покупалась какая-нибудь мощная единица оборудования, которая в силу своей высокой производительности вынуждено было помногу простаивать и дожидаться, пока остальные операции персонал выполнит вручную. А на дальнейшую механизацию денег уже не было.

Эксперты АПОСТРОФА серьезно анализировали рынок финишного оборудования и выбрали для поставок в Россию, наряду с известными европейскими брендами (листоподборочных машин CPBourg, резаков SEM и фальцовок Sofrapli), и лучших азиатских производителей. Сейчас самые крупные китайские производители финишного оборудования: вырубных прессов YAWA, бумагорезальных машин Shenweida, брошюровальной техники Purlux, УФ лакировальных машин CLARITY, конвертоделательных машин MPM доступны и для отечественных производителей.

Что это дает российским полиграфистам? Чтобы не заниматься рекламой нашей фирмы, не буду углубляться в технические подробности этих машин, приведу лишь конкретный пример - оборудование для производства книг в твердом переплете. Если раньше полиграфисты стояли перед дилеммой: купить мощный автоматический комплекс, типа Колбуса, способный производить по 10 000 книг в час и мириться с его простоями и высокой ценой или остановиться на низкопроизводительном пооперационном оборудование (российской фирмы Август, немецкой Shmedt или итальянской Zechini), делающем в авральном темпе по 100-200 книг в час, то сейчас появились и промежуточные решения. Например, китайская или финская автоматическая техника с большей стоимостью, чем пооперационные машины, но способная работать со скоростью 1000 - 1500 книг в час. Подобные промежуточные решения существуют и среди бумагорезальных, высекальных или кашировальных машин, ламинаторов, линий по лакированию или складыванию коробок и т.п. раз уж заговорил о Китае, закончу эту тему в опросом надежности оборудования, понятно что именно он и является главным для скептиков и наших конкурентов. Несколько конкретных примеров. Когда Апостроф начал поставлять ВШРА от китайской фирмы Purlux, неожиданно возникла проблема: производитель отказался нам продавать технику напрямую мотивируя тем, что эксклюзивное право на Европу они передали немецкой фирме Zigloch. И то, что немцы продают эти ВШРА под своей торговой маркой. Подобная ситуация сложилась и с бумагорезательными машинами другого нашего китайского партнера, фирмой Shenweida, которые продаются в мире под десятком торговых марок (Prizm в США, Jud во Франции, Tochingraf в Италии, Fa в Японии, Seelen в Швейцария, Knorr в Германия и т.п.). Автоматические тигельные пресса YAWA в Америке имеют ''лэбл'' Standard (сделано в США). И так далее. Причина таких примеров не только в желании скрыть неблагозвучное для покупателей слова ''сделано в Китае'' на корпусе машины, но и для повышения отпускной стоимости оборудования (иногда в двое). Мы же можем сделать и другой вывод - достаточно высокое качество китайского оборудования. Ведь если бы машины были плохими, вряд ли кто-нибудь стал бы писать ''Made in USA'' или ''Made in Germany'' на их корпусе.

Свой доклад я хочу подытожить фразой, что даже при нынешнем положении отечественной полиграфии уже наметились признаки ее роста. А соотношение объемов полиграфического производства за границей и у нас, говорит о неисчерпаемом потенциале этой отрасли в России. Главное серьезно и вдумчиво подходить к решению стоящих перед Вами задач и при покупке оборудования рассматривать всевозможные пути для уменьшения затрат и эффективного использования имеющихся средств (выбор технологии, марки машины, новой или б/у техники, модернизацию машин и т.п.) Никто нам не поможет, кроме нас самих!

Шарифуллин Марсель
март, 2001 г


 Предприятие Purlux, как пример растущей промышленности Китая Производство упаковки и тары: ситуация, оборудование, технологии 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин