На главнуюСвязатьсяПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ШАРИФУЛЛИНА МАРСЕЛЯ. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИИ, СТАТЬИ.

Главная : Статьи :

Цифровая печать – панацея или фетиш?

В последнее время в периодических изданиях, специализирующихся на издательско-полиграфической тематике, постоянно публикуются статьи о цифровых печатных машинах. Причем, если на Западе статьи о цифровой печати носят сдержанный характер, и в них рассказывается о преимуществах новых машин применительно к решению специфических задач, то у нас в этом оборудовании нередко видят панацею, способную решить любые задачи, стоящие перед полиграфией. Восторженный тон таких статей искусственно создает вокруг цифровых машин своеобразную ауру идеальности. Так ли это на самом деле. Давайте попробуем разобраться.

Если цифровые машины так хороши, как о них пишут, почему тогда количество их продаж в мире составляет считанные единицы процентов от общего числа продаваемых печатных машин (Quickmaster DI имеет всего 750 инсталляций, Xeikon и Indigo около 1000)? (СНОСКА: Информация получена из статьи обозревателя выставки IPEX-98 Gareth Ward, "Print where the job is needed") Ведь эти модели появились на свет еще на выставке IPEX-93. Действительно конструкторы, создавшие новый вид печатной техники заслужили уважение. Непонятно одно, почему цифровые машины стоят во много раз дороже традиционных печатных машин аналогичного формата или цветных копировальных устройств с соразмерной производительностью? Хотя, например, израильская Indigo в качестве базы использует самонаклад и листопроводящий механизм от самой простой модификации офсетной машины Ryobi 2800. Если за революцию приходится столько платить, нужна ли вообще такая революция? Например, вместо одной машины от фирм Indigo или Xeikon за те же деньги не лучше ли купить пять скоростных цветных копиров Canon CLC 1000 с RIP, каждый из которых имеет возможность персонализации и способен печатать со скоростью 720 листов формата А3 в час, против 1000 у цифровых машин. Или две новейшие четырехкрасочные офсетные машины Ryobi 3304H, имеющие на порядок большую максимальную производительность.

Цифровые машины

Справедливости ради следует сказать, что если главным критерием цифровой машины считать способность печатать тираж непосредственно с компьютера без промежуточных формных процессов с производительностью и качеством, сравнимым с традиционной полиграфией, то к классу цифровых можно отнести много моделей оборудования. Созданием подобных устройств, занимаются фирмы Adast, Agfa, Barco, Canon, Heidelberg, IBM, KBA, Oce, Nipson, Scitex, Screen, Indigo, Ricoh, T/R Systems, Xeikon и Xerox. Их машины различаются принципами действия, производительностью, качеством продукции и другими техническими характеристиками. В этой статье мы рассмотрим лишь три марки цифровых машин, наиболее известных российским полиграфистам, имеющих реальные установки в нашей стране, Indigo E-Print 1000+, Xeikon DCP, Heidelberg QM46-4 DI (рис 1)
Цифровые машины Indigo E-Print 1000+, Xeikon DCP, Heidelberg QM46-4 DI
Рис 1. Цифровые машины Indigo E-Print 1000+, Xeikon DCP, Heidelberg QM46-4 DI

Подробно об устройстве этих машин уже рассматривались неоднократно, поэтому здесь дадим только краткие характеристики оборудования. Indigo E-Print 1000+ имеет листовую подачу бумаги, лазерную систему формирования изображения на формном цилиндре, разрешением 812 dpi, офсетный и печатные цилиндры. Жидкая электрографическая краска избирательно подается на заряженные цилиндры машины и попадает на бумагу, закрепленную на печатном цилиндре, поочередно, что позволяет выпускать готовую цветную продукцию за 4 рабочих цикла машины (соответственно, при работе с шестью красками - за шесть циклов).

Xeikon DCP работает с рулонной бумагой. Ее экспонирующий блок содержит систему светодиодных линеек для формирования изображения, разрешением 600 dpi. Машина имеет до восьми печатных модулей, каждый из которых состоит из единого цилиндра контактирующего с бумагой, вокруг которого расположены системы экспонирования формы, нанесения порошкового тонера и удаление его остатков. Бумажное полотно, после контакта с цилиндрами, проходит через сушильное устройство и блок охлаждения, после чего попадает на листорезальное выводное устройство. ОЕМ модификации Xeikon DCP - AGFA Chromapress, IBM InfoColor, Xerox DocuColor 70, Barco Graphics Digipress отличаются от базовой модели растровым процессором и электронной начинкой.

Особенностью машин Xeikon и Indigo является так называемая "забывчивость форм", вызванная отсутствием материального носителя. Изображение на форме восстанавливается электронным способом при каждом обороте цилиндра, что, с одной стороны, дает возможность персонализировать печать, но с другой -ограничивает производительность оборудования.

Quickmaster DI стоит особняком в ряду цифровых печатных машин, так как, хотя и подходит под приведенные выше критерии цифровой печати, на самом деле является полноценной печатной машиной, работающей по принципу "сухого офсета". Главная ее особенность - наличие встроенной лазерной экспонирующей системы, которая обеспечивает изготовление печатных форм прямо в машине. Рулонный полиэфирный формный материал делает возможным автоматическую смену форм перед печатью каждого тиража. Персонализировать печать на немецкой машине невозможно.

Вся эта техника выглядит очень интересно, особенно когда начинаешь вникать в устройство и принцип действия машин. Восхищает находчивость конструкторов, решивших тем или иным способом технические задачи. Но, с другой стороны, это интересно главным образом людям с конструкторской жилкой, потребителю же гораздо важнее, чтобы оборудование качественно и быстро печатало, было надежным и позволяло зарабатывать деньги. Революция в технологии - революцией, но полиграфическая техника должна быстро окупаться и приносить прибыль владельцам. Именно с этой точки зрения сегодняшние цифровые печатные машины не выдерживают никакой критики. Работая экспертом в фирме, которая занималась поставками печатных машин Indigo E-Print и AGFA Chromapress (модификация машины Xeikon DCP), автор и мел возможность познакомиться с цифровыми машинами. Общаясь с клиентами, имеющими цифровые машины, приобретенные в разных фирмах, мы знаем обо всех их успехах и проблемах с оборудованием. Не вдаваясь в детали, скажем только о главных недостатках новой технологии. Высокая стоимость оборудования, большая себестоимость отпечатка, более низкое, чем у традиционного офсета, качество печати уменьшают область рентабельного использования цифровых машин.

Зависимость себестоимости изготовления продукции от тиража на различном оборудовании
РИС 2. Зависимость себестоимости изготовления продукции от тиража на различном оборудовании

На рис 2 приводиться зависимость себестоимости изготовления продукции от тиража. Проведенные исследования для постройки этих графиков осложнялись из-за наличия нескольких трудно учитываемых факторов. Например, расход красителя, особенно для электростатических устройств, сильно зависит от процента заполнения печатного поля и отличается некоторой непредсказуемостью в зависимости от внешних условий (температуры и влажности окружающего воздуха, состояния оборудования и т.п.). Как выяснилось, данные, полученные нашими клиентами в результате практической работы, немного отличались от информации производителя, причем они касались не только расхода материалов, но и номенклатуры. Так, для цифровых машин Indigo в статью расхода не заносят офсетные полотна, хотя этот тоненький (толщиной около 1 мм) материал, стоимостью 600$, выходит из строя после прохода нескольких двойных листов через машину или прилипания к ней бумаги. Разница в стоимости расходных материалов у нас и за рубежом также играет не в пользу отечественных предприятий. Хотя правильнее было бы дать характеристики машин не в виде четких линий, а в виде полос определенной ширины, чтобы отразить диапазон возможных значений себестоимости, но для наглядности (иначе эти полосы перекрыли бы друг друга) мы решили использовать кривые - средние значения этих диапазонов. Они вполне могут дать качественную оценку различным видам оборудования.

Из графика видно сколь узок участок (тиражи от 20 до 300 экземпляров), когда применение цифрового оборудования (Xeikon DCP/32D) может быть оправдано. Мы делали расчет амортизации по аналогии с традиционным оборудованием: взяли стоимость оборудования, разделили ее на 10 лет (средняя долговечность) и получили необходимый процент отчислений. В действительности же известный нам опыт реальной эксплуатации этих машин составляет максимум четыре года, и непонятно, сколько вообще может выдержать эта техника без серьезного ремонта. Если принять во внимание быстрое моральное старение любого электронного и компьютерного оборудования, неясно, что будет уже через год. Например, фирма Indigo до сих пор регулярно рассылает новые детали, узлы и программное обеспечение своим дистрибьюторам для установки их на машины покупателей. Что, в свою очередь, ставит перед последними дилемму: модернизиров ать оборудование, чтобы не отставать от прогресса, или не нарушать отлаженные внутренние настройки внутри работающей машины. Ясно, что такая практика отладки конструкции машины на оборудовании клиентов не идет в зачет фирме-производителю. Тем более что некоторые "улучшения" явно направлены не в пользу заказчика. Например, последние машины Indigo имеют изменившиеся посадочные места под флаконы с краской Electroink Mark-III, поэтому клиенты вынуждены покупать краску в новой таре со значительно большей стоимостью.

Скажем несколько слов о качестве продукции, отпечатанной на цифровых машинах. С Quickmaster DI в этом плане дело обстоит неплохо. Использование красок сухого офсета действительно дает возможность получать качество не хуже офсетного. Единственным минусом является использование на этой машине только оригинального экспонирующего блока и менее жестких печатных форм на полиэфирной основе, которые не позволяют получить разрешение выше 150 lpi. Учитывая, что заявленные характеристики по качеству Quickmaster выдерживает четко, это препятствие не предоставляется серьезным (много ли работ действительно требуют лучшего качества). С другими машинами дело обстоит не так однозначно. Сравнение их продукции с офсетным качеством выглядит некоторым лукавством со стороны производителей и поставщиков цифровых машин. Конечно, качество оттисков, полученных на цифровых машинах, выше, чем у копировальных аппаратов и принтеров, но настолько ли оно близко к офсетному качеству, как об этом говорят? Возьмем, например Indigo E-Print 1000+. Дело даже не с том, что декларируемые 144 lpi относятся лишь к двум краскам из триады, так как черный цвет печатается с разрешением 133 lpi, желтый - 120 lpi. Разрешение экспонирующего лазера (812 dpi) не способно обеспечить даже при этой заниженной линиатуре стандартные для полиграфии 256 градаций каждого цвета (сомневающиеся могут проверить это сами, взяв в руки калькулятор). То же самое относиться и к Xeikon DCP/32D. Таким образом, публикуемая в рекламе линиатура растра электростатических устройств не то же самое, что линиатура оттисков традиционного офсетного оборудования, задаваемая параметрами вывода фотонаборного аппарата (ФНА) или устройства Computer-to-Plate. Конструкторы пытаются выйти из положения, используя различные методики растрирования (вплоть до стохастического), но, из-за худшей градационной характеристики, изображения, полученные цифровым способом, всегда выглядят более контрастными и теряют мелкие детали в глубоких светах или тенях. Кроме этого, электростатические красители значительно уступают офсетным краскам по блеску. Принцип их выборочного переноса с помощью электрического поля не гарантирует от случайных мелких сгустков краски (грязи) на изображении. Печать сплошных и растровых плашек (с точки зрения равномерности поля) никогда не были сильной стороной электростатического оборудования.

Таким образом, мы приходим к выводу, часто публикуемому в западных журналах, что цифровые печатные машины хороши только для решения сугубо специфических задач. Например, они незаменимы, когда требуются только очень малые тиражи продукции с качеством лучшим, чем у принтеров и копиров, или необходимы средние тиражи со сложной персонификацией (адресная рассылка, входные билеты с изменяемыми буквенными полями и т.п.). Покупка этого оборудования для печати обычных заказов, которые выполняются полиграфическими салонами, финансово не оправдана. Ситуация усугубляется монополией производителей и поставщиков специализированных расходных материалов для цифровых машин, которые могут диктовать свою волю заказчикам по ценам и срокам поставок.

Утверждение о большом удобстве обслуживания цифровых машин, на наш взгляд, пока остается только мифом. По крайней мере, операторы распространенных цифровых машин не могут похвастаться чистыми руками и отсутствием сложных процедур при обслуживании оборудования. Если с Quickmaster DI все объяснимо (все-таки машина сухого офсета не так далеко ушла в плане базовой конструкции от традиционного печатного оборудования) и покупатель знает, на что идет, то необходимость грязной работы на электростатических машинах зачастую оказывается неожиданностью для потребителей оборудования. Так, работа с машинами Indigo предусматривает ежедневные и еженедельные профилактические мероприятия, когда печатник вынужден доставать из недр машины более десятка различных узлов и агрегатов, чтобы смыть их вручную от краски или масла.

Теперь поговорим об оперативности изготовления продукции - главном козыре цифровых машин. Действительно, бывают случаи, когда заказчик готов платить вдвое большую цену за срочное изготовление продукции. Но посмотрим, как много выигрывает в этом показателе цифровое оборудование.

Оперативность изготовления продукции на различном оборудовании
РИС 3. Оперативность изготовления продукции на различном оборудовании

Из рис 3 можно увидеть сколько оттисков можно получить на разных машинах за определенный период времени. Простой, линейный характер графика объясняется тем, что для его построения мы использовали всего две характеристики каждого печатного устройства: время подготовительных операций и максимальную производительность. Разумеется, это не совсем правильно, так как и подготовительное время зависит от разных факторов, и реальная скорость работы машины не всегда равна максимальной, но какую-то качественную оценку оборудования отсюда получить можно. На рисунке четко выделяются две области: тиражи до 300 экземпляров быстрее всего печатать на копире Canon CLC 1000 (или близком по параметрам Xerox DocuColor 40), большие тиражи - на Heidelberg QM46-4 DI. Новейшие четырехкрасочные офсетные печатные машины с системой CtP (черная сплошная линия на графике) уступают в оперативности на первом тираже Quickmaster DI не более 30 мин. Подчеркиваем, этот выигрыш может быть получен только в идеальных условиях. Если же взять реальную работу типографии, то за счет распараллеливания процессов изготовления печатных форм и печатания (что возможно только на традиционном оборудовании), четырехкрасочная малоформатная офсетная машина даст фору любой цифровой машине (пунктирная линия на графике). Иными словами и по оперативности изготовления продукции, цифровым машинам хвалиться перед современным офсетным оборудованием особенно нечем. Даже если принять идеальные для них условия, все равно выигранные полчаса для заказчика погоды не делают.

А что взамен?

Если мы называем конкретные марки цифровых машин, то будет не справедливым умалчивать о конкретных моделях офсетных машин. Несмотря на обилие традиционных офсетных машин, как выяснилось, реальных оппонентов, имеющих сопоставимые параметры (красочность, формат, стоимость) не так уж много. И чтобы не сравнивать вертолет с самолетом, приходится ограничивать их список. Так, из вероятных претендентов (копировальных аппаратов Canon CLC 1000, Xerox DocuColor40/Scitex Spontane, Oce DemandStream, и печатных машин Rapida 72K, Heidelberg SM52-4, ABDick Ruby 3500, Hamada 252, Shinohara 252, Sakuray Oliver 520, Ryobi 3304HА, Ryobi 524HX, мы возьмем для сравнения по одной модели каждого класса оборудования. Выбор копира Canon CLC 1000 можно назвать случайным, так как другие копиры имеют сопоставимые параметры. Выбор же четырехкрасочной офсетной печатной машины Ryobi 3304HА сделан специально, так как в этом случае выигрыш традиционной технологии перед цифровой нам более ощутим (Speedmaster 52-4, например, не уступая Ryobi в оперативности и качестве продукции, имеет несколько худшее соотношение цена/возможности). Характеристики выбранного оборудования использовались при построении графиков (рис 2, 3).

Цветной копир

Копировальный аппарат Canon CLC 1000
РИС 4. Копировальный аппарат Canon CLC 1000

Копировальный аппарат Canon CLC 1000 (рис 4), также как и Xeikon DCP, использует сухой тонер, наносимый на фоточувствительный барабан, заряженный на печатных элементах лучом лазера. Механическое разрешение устройства - 400 dpi, однако благодаря специальной технологии печатания continue-tone с размыванием растра, качество печатной продукции CLC 1000 не намного уступает цифровым машинам. По крайней мере, растровая структура на отпечатках не проглядывается. Четыре секции с фоточувствительными барабанами (по одной на каждую краску триады) одновременно наносят изображение на четыре листа бумаги. За счет этого производительность аппарата может достигать 1860 листов формата А4 (или 720 листов А3 в час). Максимальная плотность бумаги 210 г/м2. Входной лоток бумаги на 4000 листов А4 позволяет аппарату работать без остановки на перезарядку в течение нескольких часов. Canon, снабженный растровым процессором для связи с компьютером, может выполнять функцию сетевого принтера или сканера. Он штатно имеет функцию двусторонней печати. Устройство автоподачи документов избавит оператора от непроизводительной ручной укладки оригиналов. Укомплектовав CLC 1000 графическим планшетом для редактирования оригиналов, можно прямо на нем производить удаление, замену, раскраску или ввод новых элементов изображения. Проектор позволит сделать отпечатки форматом А3 со слайдов или негативов размером от 35х50 мм до 193х254 мм. Листоподборочное, сортировальное и скрепкошвейное устройства на выводе превращают CLC в агрегат для выпуска законченной полиграфической продукции. Копировальный аппарат - компактен (габариты 164х73х100 см, масса 487 кг), неприхотлив и прост в обслуживании. Для реализации всех его преимуществ CLC 1000 выгоднее использовать только на малых тиражах до 1000 экз. (рис 2).

Традиционная офсетная технология

Понятно, что для получения готовой печатной продукции одной печатной машины недостаточно. Поэтому рассмотрим законченный комплекс оборудования, который способен выдать печатную продукцию, имея на входе компьютерный файл изображения. В состав этого комплекса включим следующее оборудование: печатную машину Ryobi 3304HА, устройство прямого вывода форм СТР (Computer-to-Plate) Purup-Escofot DPX420 и новый программный продукт Ryobi IVS для настройки красочного аппарата машины по данным печатаемого изображения.

Схема работы комплекса на базе Ryobi 3304HA
РИС 5. Схема работы комплекса на базе Ryobi 3304HA

На рис 5 показана схема работы комплекса на базе Ryobi 3304HA. Готовая, сверстанная в редакционно-издательской системе, полоса по сети пересылается на установку CТР, на выходе которой получается комплект готовых печатных форм. Параллельно процессу изготовления форм, файл изображения обрабатывается программой IVS, и полученные данные с помощью дискеты переносятся на выносной пульт управления PCS-F печатной машины. По этой информации автоматически настраивается зональная подача краски на каждой секции Ryobi. Печатные формы, изготавливаемые с помощью установки Purup-Escofot DPX420, уже имеют перфорацию для штифтовой приводки, и их остается лишь установить на печатную машину и начать процесс печати. Учитывая, что печатная машина Ryobi 3304HA оснащена полуавтоматической системой смены печатных форм Semi-RPC, первый тиражный оттиск можно получить с помощью такого комплекса уже через 40-45 минут после окончании верстки.

Сравнительные затраты времени на цифровом и традиционном офсетном оборудовании
Рис 6. Сравнительные затраты времени на цифровом и традиционном офсетном оборудовании

На этом моменте мы остановимся подробнее. На рис 6 показана структурная схема затрат времени на офсетных и цифровых машинах. Отдельно показаны данные для печатной машины, работающей в комплексе с фотонаборным автомат и устройством СТР. За счет распараллеливания процесса изготовления печатных форм и печати тиража, оперативность печати на офсетных машинах может быть выше, чем на цифровых. Если цифровая печатная машина выполняет все рабочие процессы (растрирования файла, передачу информации, экспонирование формы, смену форм, саму печать и т.п.) последовательно, то на традиционном оборудовании, эти процессы не связаны так жестко. Например, печатные формы готовят во время печати другого тиража. Таким образом, время смены заказа состоит лишь из времени смены форм, приводки и настройки красочного аппарата. Таким образом, время перенастройки машины Ryobi 3304HА, по результатам исследований японских специалистов, занимает всего 13 мин (последняя диаграмма на рис. 6).

Кроме этого, традиционная технология имеет другие, связанная с этим разделением преимущества. Можно использовать любые виды цветопробы: цифровую, аналоговую. Получать прибыль одновременно на нескольких участках, например, делать вывод фотоформы на сторону и т.п.

После этого вступления, рассмотрим составляющие нашего печатного комплекса по отдельности.

Печатная машина

Печатная машина Ryobi 3304НА
РИС 7. Печатная машина Ryobi 3304НА

Ryobi 3304HА (рис 7) является модернизацией печатной машины Ryobi 3304Н, которая успела завоевать такую популярность у полиграфистов всего мира, которую не ожидали даже сами создатели. В 1997 министерство международной торговли и промышленности Японии признало Ryobi 3304H лучшей национальной разработкой года и наградило ее своеобразным "знаком качества" - G-Mark (http://www.ryobi-group.co.ЋџЮ–†з—В?¶?brозаЄщЁЬ(Ўв¬.htm). Успех Ryobi 3304H обеспечили ее впечатляющие технические возможности, а так же довольно низкая (для четырехкрасочной печатной машины) цена. Машина имеет небольшие габариты (3.75х1.0х1.6м) и массу (3 т). Своей компактностью машина обязана двум принципиальным конструкторским решениям. Во-первых, это портретная проводка бумаги, во-вторых, уникальное распо ложение цилиндров этой машины (рис 8).

Кинематическая схема Ryobi 3304HA
РИС 8. Кинематическая схема Ryobi 3304HA

Конфигурация, назовем ее "U в квадрате" значительно выигрывает по сравнению с распространенной посекционной схемой печатных машин. Бумага на Ryobi 3304H(А) в процессе печати перехватывается лишь четыре раза. Вкупе с запатентованной балансирной системой захватов с двойными пружинными зажимами, это обеспечивает высокую точность совмещения.

Двухстапельный самонаклад машины позволяет печатать большие тиражи с минимальными паузами (считанные секунды) на зарядку машины. Благодаря двум устройствам снятия статического заряда, установленных на самонакладе и ПВУ (приемно-выводном устройстве), машина может работать на самых разных материалах в диапазоне 40 - 300 гр./м2.

Традиционные офсетные машины имеют отдельный стол равнения, на котором каждый лист позиционируется перед тем как попасть в захваты печатного цилиндра. Это обеспечивает очень точное совмещение изображений на лицевой и оборотной стороны листа. Листовые цифровые машины Quickmaster и Indigo, в отличие от них, берут бумагу прямо из стопы и, соответственно, не гарантируют точную двухстороннюю печать при плохой укладке или неровной подрезки бумаги. Микрометрические механизмы современных офсетных машин, с выведенными на боковую панель ручками-индикаторами, позволяют проводить приводочные операцию на ходу. Новейшие автоматические системы крепления сводит весь процесс установки или снятия печатных форм к нажатию нескольких клавиш. С помощью них также максимально упрощается процедура угловой приводки: для ее выполнения печатнику достаточно также нажать одну клавишу и вручную покрутить проградуированный маховик.

Приемно-выводные устройства традиционных офсетных машин также имеют более развитое, чем у цифровых машин, устройство с пневматической системой укладки стопы и торможением листов. Для предотвращения скручивания бумаги, специальная вакуумная система разглаживает каждый лист, перед тем как он ляжет в приемную стопу. Офсетная машина имеет распылитель противоотмарочного порошка, который можно дополнить ИК-сушкой.

Развитый красочный аппарат Ryobi 3304HA обеспечивает равномерный раскат и нанесение краски на форму даже при печати очень насыщенных плашек. Машина имеет новейшую шести валиковую пленочную систему увлажнения SuperDampener, являющуюся know-how фирмы-производителя. С машиной штатно поставляется рециркулирующая фильтрующая и охлаждающая система с автоматическим поддержанием концентрации спирта в увлажняющем растворе (в качестве опции поставляется блок поддержания кислотности). За счет этого, удается поддерживать высокое качество и стабильность печати. Рекомендуемая линиатура растра печатных оттисков 3304НA (175 lpi), не является пределом ее возможностей.

Выносной пульт управления
РИС 9. Выносной пульт управления

Отдельных слов заслуживает управление современных офсетных машин. Про систему СРС, устанавливаемую на оборудования Heidelberg многие наверняка уже слышали. Подобную автоматизация предоставляют и другие производители традиционного оборудования. У печатной машины Ryobi 3304НA все операции по управлению процессами и контроль параметров печати выполняются, с централизованного пульта. Включение-выключение работы, регулировка подачи увлажняющего раствора и краски по зонам, изменение скорости и тиража, пробная печать, а также смывка красочных и увлажняющих аппаратов, формных и офсетных цилиндров осуществляется нажатием сенсорных клавиш на пульте, расположенном со стороны ПВУ машины. Начать (и завершить) процесс печатания можно одной клавишей, машина сама с необходимыми паузами, включит подачу увлажнения и краски, натиск между цилиндрами и пустит бумагу. На отдельно стоящем пульте PCS-F (рис 9) можно расположить отпечатанный оттиск и, сверяясь с оригиналом, провести точную регулировку плотностей красок по зонам. Настройки печати всегда можно сохранить на обычной дискете, что позволяет перенести его печать на другую машину или быстро отпечатать дополнительный тираж спустя какое-то время. Программное обеспечении IVS, позволяет подготовить машину к печати конкретного изображения автоматически, используя данные PostScript файла.

Оборудование для изготовления печатных форм

Формное оборудование в зависимости от используемых формных пластин - монометаллических или полиэфирных, позволяет построить формный участок по разному. Первый способ: фотонаборный аппарат (например, ECRM Mako, AGFA Accuset, Ultre, ) с встроенной или отдельно стоящей проявкой, участок монтажа, копировальную раму и процессор для проявки пластин. Преимущество его - низкая стоимость оборудования, применении распространенных и поэтому дешевых расходных материалов, возможности изготовления наиболее достоверной аналоговой цветопробы, а также возможности принимать заказы как в виде идей, слайдов, готовых файлов, так и в виде ранее выведенных пленок. Второй способ - изготовление полиэфирных форм с использованием СtР. Для этого можно использовать система прямого вывода офсетных форм Purup-Escofot DPX420, на которой изготавливаются полиэфирные печатные формы формата до 420 x 546 мм с толщиной 0.12-0.2 мм. Прецизионный механизм с внутренним барабаном и видимым красным лазером позволяют экспонировать формный материал с разрешением от 900 до 3600 dpi. Производительность устройства зависит от разрешения и составляет 17 пластин в час при разрешении 2540 dpi и линиатурой 175 lpi, повторяемость 25 мкм на 4 пластинах. В комплект поставки входит растровый процессор RipMate на Dell Pentium Pro 200 МГц. Возможно использование встроенной проявочной машины, двухкассетной загрузки, бокового и поперечного перфоратора.

Процесс изготовления четырех печатных форм для Ryobi 3304НА будет занимать на DPX420 с встроенной проявкой меньше 20 мин с учетом времени растрирование файла. Этого времени хватит печатнику для подготовкой машины к печати нового тиража (снятие старых форм, загрузка машины бумагой, освобождение приемного стапеля и т.п.).

Ink Volume Setter (IVS)

Принцип работы с использованием IVS (рис 5) заключается в следующем: готовая, сверстанная в редакционно-издательской системе полоса в формате PostScript по сети пересылается на компьютер с IVS. На этом компьютере получают данные о необходимых зональных установках красочных ножей печатной машины. Далее эта информация на обычной 3.5 дюймовой дискете переносится в выносной пульт управления PCS и печатная машина автоматически настраивается для печати заданного тиража.

Использование IVS позволяет избежать субъективизма, и качество печатной продукции будет меньше зависит от опыта печатника. Кроме этого, IVS позволяет значительно сократить время подготовки к печати и тем самым увеличить производительность оборудования. Продолжительность обработки изображения формата А3 составляет от 1 до 6 мин в зависимости от заполнения, причем этот процесс выполняется параллельно изготовлению печатных форм.

Преимущества традиционной офсетной печати

Подведем некоторые итоги, используя следующие критерии:

  1. Качество продукции. Реальная линиатура печати SM52 - 250 lpi, Ryobi 3304H - 175 lpi, Xeikon DCP32D - до 170 lpi, Quickmaster DI - до 150 lpi, Indigo E-Print 1000 - до 144 lpi (в новейших моделях декларируется опционально 210 lpi). Традиционная технология позволяет использовать любые виды растрирования (вплоть до стохастического или шестикрасочного). Краски, используемые в офсетной печати имеют более привлекательный внешний вид, насыщенностью, блеском, в отличии от красок цифровой печати.
  2. Себестоимость продукции. Зависимость себестоимости от длины тиража у традиционного офсета носит более привлекательный характер (рис 2
  3. Всеядность. Традиционная технология позволяет работать с большим диапазоном формных материалов и принимать заказы, как в виде файлов в любых форматах, так и в виде готовых пленок. Использовать широкий диапазон красок, лаков, материалов для печати.
  4. Надежность. Традиционное оборудование создавалось в результате эволюционного совершенствования в течение нескольких десятилетий. Поэтому отлаженность ее узлов и механизмов "отшлифованы" десятками тысяч пользователей в разных странах. Цифровой офсет, ввиду меньшего количества проданных моделей, тестирование и отладку конструкции проходит до сих пор (на оборудовании и за счет своих клиентов). Кроме этого, если для традиционных печатных машин существует развитый вторичный рынок.
  5. Квалификации персонала. Обучить в качестве печатника на современной офсетной печатной машине можно человека в течение 3-4 дней, даже если у него не было опыта работ в полиграфии. Цифровые же машины, несмотря на кажущуюся простоту их обслуживания, должен обслуживать высококвалифицированный персонал.
  6. Требования к условиям эксплуатации. Для цифровых машин должна постоянно поддерживаться определенная влажность и температура. Изменение микроклимата влияют на цветовой тон и качество продукции этого оборудования и могут привести к выходу оборудования из строя. Традиционные печатные машины имеют более широкий диапазон приемлемых температур и влажности.
  7. Меньшие начальные вложения. Традиционные машины имеют меньшую стоимость, чем аналогичные по формату цифровые машины, и быстрее окупаются.

Области рентабельности для различных типов печатной техники
РИС 10. Области рентабельности для различных типов печатной техники

Чтобы обобщить результаты наших исследований приведем сводную диаграмму (рис 10), показывающую области рентабельного использования цветных принтеров, копировальных аппаратов, цифровых и офсетных печатных машин. Разноцветными эллипсами показаны области рентабельности для всех этих устройств в зависимости от тиража, качества и оперативности их работ. Как мы видим, все эллипсы имеют взаимно перекрывающиеся области, где одну и ту же задачу можно решить разными способами. Чем больше площадь эллипсов, особенно их свободных областей, тем большую ценность представляет данная технология. Как и в предыдущих графиках, в этой диаграмме не учитывалась амортизация оборудования. С учетом этого, цифровые печатные машины фирм Xeikon и Indigo сложно заменить только при необходимости персонифицирования или производства малотиражной продукции в 20-300 экземпляров, когда качество скоростного копира не удовлетворяет заказчика. Зона эффективного использования Quickmaster DI полностью покрывается обычной четырехкрасочной офсетной печатной машиной. Рекламный фактор, привлечение заказчиков полиграфических услуг лозунгами типа "мы печатаем по самой современной технологии" может сработать только вначале, но вряд ли он будет способствовать привлечению искушенных заказчиков. В конечном итоге любого клиента больше интересуют собственные деньги и получаемое за них качество продукции.

Чтобы не завершать на этой пессимистической ноте, советую рассматривать статью как трезвый взгляд на вещи. Справедливости ради скажем, что вины создателей нового оборудования в сложившейся ситуации нет. Полученный результат - скорее заслуга их же коллег-конструкторов, которые занимались совершенствованием копировальных аппаратов или офсетных печатных машин. Таким образом, спор технологий сыграл свою положительную роль. Цифровые машины, предназначавшиеся для заполнения образовавшейся ниши оперативной печати, явились своеобразными "возмутителями спокойствия" и содействовали разработкам современного офсетного оборудования. Сейчас слово за традиционной технологией, сумевшей не только сохранить присущие ей преимущества, но и навязать борьбу на поле цифровых машин (оперативность и удобство). Но возможно в будущем, цифровые машины будут конкурировать не только в этих параметрах, но и в качестве, себестоимости продукции и возможности работы с длинными тиражами. Учитывая, что процесс создания новой техники ускоряется с каждым годом, будем надеяться, что цифровые машины еще скажут свое слово.

При формировании комплекса полиграфического оборудования, заказчик должен руководствоваться профессиональными техническими и экономическими аргументами, а не восторженными дифирамбами, которые в будущем могут обернуться для него серьезными проблемами, вплоть до банкротства.

Шарифуллин Марсель
апрель, 1999 г.

«Полиграфия» #3 за 1999 г.


 Вводное обучение персонала при запусках печатного оборудования Флексография и офсет – краткий обзор основных отличий 
Автоматизированная Система Управления Полиграфическим Предприятием

· тюрьма · мемуары · новости · статьи · справочная информация · полиграфические книги · нормативы, законы · полезные ссылки · форумы · о сайте и мне ·



Copyright © 1999—2017 Марсель Шарифуллин